Рабочая программа по литературе 5-9 классы (с 2020/21 по 2024/25 уч. г.)

Оглавление
1.
2.
3.
4.
5.

Раздел 1. Рабочая программа по литературе на 2020/2021 учебный год для 5 класса. …………………….стр. 3– 9.
Раздел 2. Рабочая программа по литературе на 2021/2022 учебный год для 6 класса. …………………… стр. 9 – 15.
Раздел 3. Рабочая программа по литературе на 2022/2023 учебный год для 7 класса. …………………… стр. 15 – 22.
Раздел 4. Рабочая программа по литературе на 2023/2024 учебный год для 8 класса. …………………… стр. 22 – 28.
Раздел 5. Рабочая программа по литературе на 2024/2025 учебный год для 9 класса. …………………… стр. 28 – 33.

Раздел 1. Рабочая программа по литературе на 2020/2021 учебный год для 5 класса.
Общее количество – 102 часа.
Количество часов
(из общего количества),
отводимых на контроль
Планируемые результаты
освоения темы,
освоения предмета
из них на
Практическонтрольные
кие
работы
самостоятельные
работы
1
2
3
4
Введение- 1 час
Писатели о роли книги в жизни
Работать с книгой как источником
человека и общества. Книга как
информации.
духовное
завещание
одного
поколения другому. Структурные
элементы
книги.
Учебник
литературы и работа с ним.
Устное народное творчество - 10 часов
Русский фольклор. Малые жанры
2
Осознанно воспринимать и понимать
фольклора.
фольклорный текст; различать
Сказка как особый жанр
фольклорные и литературные
фольклора«Царевна-лягушка»
произведения; сопоставлять
«Иван – крестьянский сын и чудофольклорную сказку и её
юдо. Сказка о животных «Журавль
интерпретацию средствами других
и цапля». Бытовая сказка
искусств (иллюстрация,
«Солдатская шинель»
мультипликация, художественный
фильм);
• выделять нравственную
проблематику сказок как основу для
Краткая характеристика
содержания предмета по указанной
теме

2

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

5
Принимают участие в беседе.
Читают и обсуждают статьи
учебника. Устно отвечают на
вопросы.

Осознанно бегло читают,
проведят информационносмысловой анализ текста,
используют различные виды
чтения
(ознакомительное,просмотровое, поисковое и др.).
Работают с текстом.
Составляют синквейн.
Отвечают на вопросы,
раскрывающие знание и

Начало письменности у восточных
славян и возникновение
древнерусской литературы..
«Повесть временных лет» как
литературный памятник. «Подвиг
отрока-киевлянина и хитрость
воеводы Претича». Теория
литературы. Летопись.

развития представлений о
нравственном идеале русского народа,
формирования представлений о
русском национальном характере;
• видеть черты русского
национального характера в героях
русских сказок.
• выразительно читать сказки,
соблюдая соответствующий
интонационный рисунок устного
рассказывания;
• пересказывать сказки, чётко выделяя
сюжетные линии, не пропуская
значимых композиционных элементов,
используя в своей речи характерные
для народных сказок художественные
приёмы.
Из древнерусской литературы (2ч.)
•Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов;
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение;
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• работать с книгой как источником
информации.

3

понимание текста
произведения; анализ и
интерпретация произведения.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.
Составляют сказки.

Выразительно читают
художественный текст;
используют
различные виды пересказа
(подробный, краткий,
выборочный, с элементами
комментария, с творческим
заданием); отвечают на
вопросы, раскрывающие
знание и понимание текста
произведения. Занимаются
поиском незнакомых слов и
определяют их значения с
помощью словарей и
справочной литературы.

Из литературы ΧVΙΙΙ века (1ч.)
Михаил Васильевич
Ломоносов. Краткий рассказ о
жизни писателя. Ломоносов учёный, поэт, художник,
гражданин.
«Случились вместе два астронома
в пиру...» - научные истины в
поэтической форме. Юмор
стихотворения.
Теория литературы. Роды
литературы: эпос, лирика, драма.
Жанры литературы

Русские басни
Жанр басни. Иван Андреевич
Крылов. «Ворона и Лисица»,
«Свинья под Дубом «Волк на
псарне» - Аллегория как форма
иносказания. Понятие об эзоповом
языке.
Василий Андреевич
Жуковский.«Спящая царевна».
«Кубок».
Александр Сергеевич Пушкин.
Стихотворение «Няне» . «У
лукоморья дуб зелёный...». Пролог
к поэме «Руслан и Людмила».

Адекватно воспринимать
художественный текст и давать его
смысловой анализ на основе
наводящих вопросов;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• сопоставлять произведение
словесного искусства и его
иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации.
Из литературы ΧΙΧ века (42 ч)
7

1

Определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов;
интерпретировать прочитанное,
отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и
потомку;

4

Осознанное беглое чтение,
проведение информационносмыслового анализа текста.
Используют различные виды
чтения (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и
др.) Поиск незнакомых слов и
определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

Выразительно читают
художественные тексты;
используют
различные виды пересказа
(подробный, краткий,
выборочный, с элементами
комментария, с творческим
заданием); отвечают на
вопросы, раскрывающие
знание и понимание текста
произведения; заучивают
наизусть стихотворные и
прозаические тексты;
анализируют произведения.

«Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях».
Антоний Погорельский. «Чёр-ная
курица, или Подземные жители».
Всеволод Михайлович
Гаршин. «Attalea Princeps».
Литературная сказка Стихотворная
и прозаическая речь.
Ритм, рифма, способы рифмовки.
Михаил Юрьевич Лермонтов
«Бородино» Сравнение,
гипербола, эпитет, метафора,
звукопись, аллитерация Николай
Васильевич Гоголь. «Ночь перед
Рождеством». Фантастика.
Юмор. Николай Алексеевич
Некрасов.
Стихотворение «Крестьян-ские
дети». «Есть женщины в русских
селеньях Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев.
«Муму». Портрет, пейзаж.
Афанасий Афанасьевич
Фет. «Весенний дождь»
Л.Н.Толстой. «Кавказский
пленник». Сравнение Сюжет.
Антон Павлович
Чехов.«Хирургия».«Размазня»«Пер
есолил. Юмор. Поэты XIX века
.А.Н.Майков «Ласточки»,
А.Н. Плещеев «Весна»
И.С. Никитин «Утро»,
Ф.И. Тютчев «Есть в осени

• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• работать с книгой как источником
информации.

5

Составляют басни.
Занимаются поиском
незнакомых слов и
определяют их значения с
помощью словарей и
справочной литературы.
Сравнивают и сопоставляют
эпизоды произведений,
героев. Читают по ролям.

первоначальной…»,
И.З. Суриков «Зима
Иван Алексеевич Бунин
«Косцы». Рассказ «Подснежник».
Владимир Галактионович
Короленко «В дурном обществе». .
Теория литературы. Портрет
Композиция литературного
произведения Сергей
Александрович Есенин.
«Низкий дом с голубыми
ставнями...» Русская литературная
сказка XX века. Павел Петрович
Бажов.
«Медной горы ХозяйкаТеория
литературы. Сказ как жанр
литературы Константин
Георгиевич Паустовский «Теплый
хлеб», «Заячьи лапы». Самуил
Яковлевич Маршак. «Двенадцать
месяцев» . Развитие жанра
литературной сказки в XX веке.
Драма как род литературы Пьесасказка.
Виктор Петрович Астафьев.
«Васюткино
озеро». Автобиографичность
литературного «Ради жизни на
Земле...»: Стихотворные
произведения о войне. К. М.
Симонов. «Майор привёз
мальчишку на лафете...»; А. Т.

5

Из литературы ΧΧ века (32ч.)
1
Понимать художественный текст и
давать его смысловой анализ на основе
наводящих вопросов;
• воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и
потомку;
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• работать с книгой как источником
информации.

6

Пересказывают содержание
текста в сжатом или
развернутом виде; осознанно
бегло читают, проводят
информационно-смысловой
анализ текста, выполняют
различные творческие
работы.
Составляют характеристики.
Составляют план устного
пересказа, заучивают
наизусть стихотворные и
прозаические тексты.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

Твардовский. «Рассказ танкиста».
Произведения о Родине, родной
природе
И. Бунин. «Помню - долгий зимний
вечер...»;
К. Прокофьев. «Алёнушка»; Д.
Кедрин. «Алёнушка»; Н.
Рубцов.«Родная деревня»; ДонАминадо. «Города и годы»..
Писатели улыбаются
Саша Чёрный. «Кавказский
пленник», «Игорь-Робинзон». .
Теория литературы. Юмор Н.
Назаркин. Сборник рассказов
«Изумрудная рыбка: палатные
рассказы».
Из зарубежной литературы (11 ч.)
Роберт
Льюис
Стивенсон.
«Вересковый
мёд».
Теория
литературы. Баллада
Ханс
Кристиан
Андерсен.
«Снежная
королева».
Теориялитературы. Художественн
ая
деталь
Сказки
братьев
Гримм (Для внеклассного чтения)
Марк Твен. Краткий рассказ о
писателе.
«Приключения Тома Сойера».
Джек Лондон.
«Сказание о
Кише» Э.Т.АГофман
«Щелкунчик» О.Уальд"Маль-чик –
звезда» Современная зарубежная

1

Понимать художественный текст и
давать его смысловой анализ на основе
наводящих вопросов;
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• сопоставлять произведение
словесного искусства и его

7

Устно и письменно
пересказывают текст в
сжатом или развернутом
виде; осознанно бегло
читают, используют
различные виды чтения
(ознакомительное,
просмотровое, поисковое и
др.), проводят
информационно-смысловой
анализ текста.
Самостоятельно выполняют
различные творческие рабоы.

проза

иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации.

Составляют план.

Резерв – 3 часа

Раздел 2. Рабочая программа по литературе на 2021/2022 учебный год для 6 класса.
Общее количество –102 часа.
Краткая характеристика
содержания предмета по указанной
теме

1
Художественное
произведение.
Содержание и форма. Автор и
герой. Отношение автора к герою.

Количество часов
(из общего количества),
отводимых на контроль
Планируемые результаты
освоения темы,
освоения предмета
из них на
практические контрольные
самостоятель
работы
- ные работы
2
3
4
Введение 1 час
Выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение.

1
Обрядовый
фольклор.
Произведения
календарного
обрядового фольклора: колядки,
веснянки, масленичные, летние и

Устное народное творчество - 4часа
Осознанно воспринимать и понимать
фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные
произведения;
• выделять нравственную

8

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

5
Беседа. Чтение и обсуждение
статьи. Устно отвечают на
вопросы.
Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;

осенние
обрядовые
песни.
Эстетическое
значение
календарного
обрядового
фольклора.
Пословицы
и
поговорки.
Загадки - малые жанры устного
народного творчества. Народная
мудрость. Краткость и простота,
меткость
и
выразительность.
Многообразие тем. Прямой и
переносный смысл пословиц и
поговорок.
Афористичность
загадок.
Теория литературы. Обрядовый
фольклор
(начальные
представления). Малые жанры
фольклора:
пословицы
и
поговорки, загадки.

проблематику пословиц и поговорок
как основу для развития представлений
о нравственном идеале русского
народа, формирования представлений о
русском национальном характере;
• обращаться к пословицам,
поговоркам, фольклорным образам,
традиционным фольклорным приёмам
в различных ситуациях речевого
общения;
• целенаправленно использовать малые
фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
• определять с помощью пословицы
жизненную/вымышленную ситуацию.

заучивание наизусть
стихотворных и прозаических
текстов.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

Древнерусская литература -2часа
«Повесть временных лет»,
1
«Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение
исторических событий и вымысел,
отражение народных идеалов.
Теория литературы. Летопись.

Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов или по
данному плану.
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст

9

Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;
различные виды пересказа
(подробный, краткий,
выборочный, с элементами
комментария, с творческим
заданием).
Отвечают на вопросы,
раскрывающие знание и

интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, анализа
поэтического текста, характеристики
героя;
• сопоставлять произведение
словесного искусства и его
иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации.
Литература XVIII века-4часа
Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов или по
данному плану
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, анализа
поэтического текста, характеристики
героя;
• работать с книгой как источником
информации.
Литература XIX века-47часов

Иван Иванович Дмитриев.
1
Рассказ о баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и
безделья. Присвоение чужих заслуг.
Особенности литературного языка
XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне,
аллегория, иносказание.

ван Андреевич Крылов.
4
Басни «Листы и Корни», «Ларчик»,
«Осёл и Соловей»,«Ларчик» Теория

2

• адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов или по

10

понимание текста
произведения; анализируют
произведения;
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

Выразительно читают
художественные тексты;
отвечают на вопросы,
раскрывающие знание и
понимание текста
произведения; заучивают
наизусть стихотворные и
прозаические тексты;
анализируют произведения.
Составляют басни.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

Выразительно читают тексты
художественных
произведений;

литературы. Басня. Аллегория.
Мораль. Александр Сергеевич
Пушкин. «Узник». «Зимнее
утро». «И. И. Пущину». «Зимняя
дорога». «Повести покойного Ива
на Петровича Белкина». «Барышнякрестьянка «Дубровский».
Эпитет, метафора, композиция
Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Тучи». «Листок», «На севере
диком...», «Утёс», «Три пальмы».
Антитеза. Двусложные и
трёхсложные размеры стиха
Поэтическая интонация Николай
Васильевич Гоголь
«Повесть о том, как поссорился
Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем»
Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин
луг». Пейзаж. Портретная
характеристика персонажей Фёдор
Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохот
но и несмело...».
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Ель рукавом мне
тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у
берёзы...». Пейзажная лирика
Звукопись в поэзии Николай
Алексеевич Некрасов. «Железная
дорога». Стихотворные размеры

данному плану;
• воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и
потомку;
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, анализа
поэтического текста, характеристики
героя;
• работать с книгой как источником
информации.

11

заучивают наизусть
стихотворные и прозаические
тексты; анализируют
произведения. Составление
басни.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

(Диалог. Строфа
Николай Семёнович Лесков.
«Левша». Сказ как форма
повествования. Ирония
Антон Павлович Чехов. «Толстый
и тонкий». «Лошадиная
фамилия» Комическое. Юмор.
Комическая ситуация
Я.Полонский. «По горам две хмурых
тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;
Е. Баратынский. «Чудный
град...»; А. Толстой. «Где гнутся
над омутом лозы...».
Лирика как род литературы.
Литература XX века-28ч.
Александр Иванович
3
Куприн. Рассказ «Чудесный
доктор». Александр Степанович
Грин. «Алые паруса».
Андрей Платонович Платонов.
«Неизвестный цветок». «Ни на
кого не похожие»
«В прекрасном и яростном мире»
Михаил Михайлович Пришвин.
«Кладовая солнца». Произведения о
Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь,
Алёша, дороги Смоленщины...»; Д.
С. Самойлов. «Сороковые».
К. Воробьев «Немец в валенках»
Виктор Петрович Астафьев. «Конь
с розовой гривой». Валентин

1

Работать с книгой как источником
информации.
• адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов или по
данному плану
• воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и
потомку;
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,

12

Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;
различные виды пересказа
(подробный, краткий,
выборочный, с элементами
комментария, с творческим
заданием); ответы на
вопросы, раскрывающие
знание и понимание текста
произведения; заучивание
наизусть стихотворных и
прозаических текстов;
анализ и интерпретация
произведения; составление

Григорьевич Распутин. «Уроки
французского». Рассказ, сюжет
Герой-повествователь
Писатели улыбаются
Фазиль Искандер. «Тринадцатый
подвиг Геракла».
С.Есенин. «Мелколесье. Степь и
дали...»,«Пороша»; А.Ахматова.
«Перед весной бывают дни
такие...».
Николай Михайлович Рубцов.
«Звезда полей», «Листья осенние»,
«В горнице». Лирический герой
Из литературы народов
России: Габдулла Тукай.
Стихотворения «Родная деревня»,
«Книга». Кайсын Кулиев «Когда на
меня навалилась беда...», «Каким бы
малым ни был мой народ...».

• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, анализа
поэтического текста, характеристики
героя;

планов и написание отзывов о
произведениях;
написание сочинений по
литературным произведениям
и на основе жизненных
впечатлений.

Зарубежная литература-14 часов
Мифы народов мира
Мифы Древней Греции. Подвиги
Геракла «Скотный двор царя
Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер «Одиссея» как эпические
поэмы. Понятие о героическом
эпосе
ФридрихШиллер.
Баллада «Перчатка».
Теория
литературы. Рыцарская баллада

1

• работать с книгой как источником
информации.
• адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов или по
данному плану
• воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и
потомку;
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения

13

Устный и письменный
пересказ содержания текста в
сжатом или развернутом
виде; осознанное беглое
чтение, проведение
информационно-смыслового
анализа текста,
самостоятельное выполнение
различных творческих работ.
Поиск незнакомых слов и оп-

Даниель Дефо «Робинзон Крузо».
Дж.
Свифт «Путешествия
Гулливера»
Эрнест Сетон –
Томпсон.
«Снап:
Луиджи
Пиранделло «Черепаха
Антуан
де
Сент-Экзюнери.
«Маленький принц».

художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, анализа
поэтического текста, характеристики
героя;
• работать с книгой как источником
информации
Резерв 2часа.

ределение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

Раздел 3. Рабочая программа по литературе на 2022/2023 учебный год для 7 класса.
Общее количество –68 часов.
Краткая характеристика
содержания предмета по указанной
теме

1

Количество часов
(из общего количества),
отводимых на контроль
Планируемые результаты
освоения темы,
освоения предмета
из них на
Практичес- контрольные
кие
работы
самостоятельные
работы
2
3
4
Введение-1 час

14

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

5

Писатели о роли книги в жизни
человека и общества. Книга как
духовное
завещание
одного
поколения другому. Структурные
элементы книги.
Предания. «Воцарение Ивана
Грозного»,«Сороки-Ведьмы»,
«Пётр и плотник».
Теория
литературы. Устная
народная проза. Предания.
Пословицы и поговорки. Теория
литературы. Пословицы, поговорки
Былины. «Вольга
и
Минула
Селянинович».
«Садко». Своеобразие былины.

1

Определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения.
Устное народное творчество - 5 часов
Выделять нравственную проблематику
преданий и былин как основу для
развития представлений о
нравственном идеале русского народа,
формирования представлений о
русском национальном характере;
• выразительно читать былины,
соблюдая соответствующий
интонационный рисунок устного
рассказывания;
• пересказывать былины и предания,
чётко выделяя сюжетные линии, не
пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи
характерные для народного эпоса
художественные приёмы.

Из древнерусской литературы -3часа

15

Беседа. Чтение и обсуждение
статьи. Устные ответы на
вопросы

Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;
заучивание наизусть
пословиц и поговорок.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха),
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Теория
литературы. Поучение.Житие.
«Повесть
временных
лет». Отрывок «О пользе книг».
Формирование
традиции
уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись.

Михаил Васильевич Ломоносов.
1
«К статуе Петра Великого», «Ода
на
день
восшествия
на
Всероссийский
престол
ея
Величества
государыни
Императрицы
Елисаветы
Петровны 1747 года» (отрывок).
Теория литературы. Ода.
Гавриил
Романович
Державин. «Река времён в своём
стремленьи...», «На птичку...»,
«Признание».

Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов.
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• работать с книгой как источником
информации.
Из литературы ΧVΙΙΙ века -2часа

Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.
Исследовательская работа в
группах.

Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• сопоставлять произведение
словесного искусства и его
иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации.

Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.
Исследовательская работа в
группах. Ответы на вопросы,
раскрывающие знание и
понимание текста
произведения;

Из литературы ΧΙΧ века -26 часов

16

Александр Сергеевич Пушкин.
«Полтава» («Полтавский
бой»), «Медный всадник» «Песнь
о вещем Олеге»
Стихотворения «Зимняя дорога»,
«Зимний
вечер». «Станционный
смотритель». «Метель»
Теория литературы. Повесть.
К.Н. Батюшков «Мой гений» , А.А.
Дельвиг «Русская песня», Е. А.
Баратынский «Весна, весна! Как
воздух чист!» Михаил Юрьевич
Лермонтов. «Песня
про
царя
Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова».
Теория литературы. Фольклоризм
литературы «Когда волнуется
желтеющая нива...», «Молитва»,
«Ангел».
Николай Васильевич Гоголь.
«Тарас Бульба».
Историческая и фольклорная
основа
произведения.
Роды
литературы: эпос. Литературный
герой.
ИванСергеевич
Тургенев.
«Бирюк».
Стихотворения
в
прозе. «Русский
язык».
«Близнецы»,
«Два
богача»,
«Воробей» Теория
литературы. Стихотворения
в
прозе. Лирическая миниатюра.

2

1

Определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов;
интерпретировать прочитанное,
отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и
потомку;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• работать с книгой как источником
информации

17

Выбор и использование
выразительных средств языка
и знаковых систем (текст,
таблица, схема,
аудиовизуальный ряд и др.)
составление плана, тезисов,
конспекта; выполнение
различных творческих работ,
заучивание наизусть
стихотворных и прозаических
текстов. Составление
характеристик. Сравнение и
сопоставление эпизодов.
героев. Исследовательская
работа в группах.

Николай
Алексеевич
Некрасов. «Русские
женщины»
«Размышления
у
парадного
подъезда», «Вчерашний день, часу
в
шестом» Теория
литературы. Поэма Трёхсложные
размеры
стиха).
Алексей
Константинович
Толстой.
«Шибанов» и «Князь
Михайло
Репнин». Историческая баллада.
Михаил Евграфович Салтыков Щедрин. «Повесть о том, как
один мужик двух генералов
прокормил». «Дикий помещик»,
«Премудрый пискарь» Теория
литературы. Гротеск.Ирония.
Лев
Николаевич
Толстой.
«Детство». Главы из повести:
«Классы», «Наталья Савишна»,
«Maman»
и
др.
Теория
литературы. Автобиографическое
художественное произведение .
Герой-повествователь.
Антон
Павлович Чехов. «Хамелеон».
«Злоумышленник» Сатира и юмор
как формы комического.
В. Жуковский. «Приход весны»; И.
Бунин. «Родина»;А.К.Толстой.
«Край ты мой, родимый край...»,
«Благовест».
Иван Алексеевич Бунин.
«Цифры».
«Лапти». .

2
(Для

Из литературы ΧΧ века 19+1часов
1
Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на

18

Устный и письменный
пересказ содержания текста в

внеклассного чтения.)
МаксимГорький. «Детство».
«Старуха Изергилъ» «Челкаш».
Понятие
о
теме
и
идее
произведения
Портрет
как
средство характеристики героя
Владимир
Владимирович
Маяковский. «Необычайное
приключение,
бывшее
с
Владимиром Маяковским летом на
даче». «Хорошее отношение к
лошадям».
Лирический
герой
Тоническое стихосложение
Леонид Николаевич Андреев.
«Кусака». Андрей Платонович
Платонов. «Юшка».
Борис
Леонидович Пастернак. «Июль»,
«Никого не будет в доме...».
Сравнение. Метафора
На дорогах войны
Стихотворения
поэтов:
А.
Ахматовой, К. Симонова, А.
Твардовского, А. Суркова, Н.
Тихонова и др. Ритмы и образы
военной лирики.
Теория литературы. Публицистика.
Интервью как жанр публицистики
Фёдор Александрович Абрамов.
«О чём плачут лошади».
Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое
пламя». «Белый гусь»

основе наводящих вопросов;
• воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и
потомку;
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• работать с книгой как источником
информации.

19

сжатом или развернутом
виде; осознанное беглое
чтение, проведение
информационно-смыслового
анализа текста,
самостоятельное выполнение
различных творческих работ.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы
Составление плана, тезисов,
конспекта; выполнение
различных творческих работ.
заучивание наизусть
стихотворных и прозаических
текстов.

Юрий Павлович Казаков.
«Тихое
утро». .«Тихая
моя
Родина» Стихотворения о Родине,
роднойприроде.(В.Брюсов,Ф.Солог
уб, С. Есенин. II. Заболоцкий, Н.
Рубцов). Александр Трифонович
Твардовский. «Снега потемнеют
синие...»,
«Июль
макушка
лета...», «На дне моей жизни...».
Дмитрий
Сергеевич
Лихачёв. «Земля родная»
Публицистика.
Мемуары
как
публицистический жанр.
М.Зощенко. «Беда»«Галоша»
Песни на слова русских поэтов XX
века А.Вертинский. «Доченьки»; И.
Гофф. «Русское
поле»; Б.Окуджава. «ПоСмоленской
дороге...». Песня
как
синтетический жанр искусства
Расул
Гамзатов. «Опять
за
спиною родная земля...», «Я вновь
пришёл сюда и сам не верю...» «О
моей Родине
Из зарубежной литературы 9часов
Джордж Гордон Байрон. «Душа
моя
мрачна...».
Проспер
Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео
Фальконе».
О. Генри. «Дары
волхвов.Рей
Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Э.По «Золотой
жук». (Для

1

Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов;
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного

20

Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;
Поиск незнакомых слов и определение их значений с

внеклассного чтения)
Теория литературы. Фантастика в
художественной литературе.

чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• сопоставлять произведение
словесного искусства и его
иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации
Резерв-2часа

помощью словарей и
справочной литературы.
Исследовательская работа в
группах. Ответы на вопросы,
раскрывающие знание и
понимание текста
произведения;

Раздел 4. Рабочая программа по литературе на 2023/2024 учебный год для 8 класса.
Общее количество –68 часов.
Краткая характеристика
содержания предмета по указанной
теме

1
Русская литература и история.
Интерес русских писателей к
историческому прошлому своего

Количество часов
(из общего количества),
отводимых на контроль
Планируемые результаты
освоения темы,
освоения предмета
из них на
Практическонтрольные
кие
работы
самостоятельные
работы
2
3
4
Введение-1 час
Воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и

21

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

5
Беседа. Чтение и обсуждение
статьи. Устные ответы на

народа..
В мире русской народной песни
(лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка,
ноченька тёмная...», «Вдоль по
улице метелица метёт...».
Частушки. Предания. «ОПугачёве»,
«О
покорении
Сибири
Ермаком...». Теория
литературы. Народная
песня,
частушка

Из «Жития
Александра
Невского». Защита русских земель
от нашествий и набегов врагов.
Бранные подвиги Александра
Невского и его духовный подвиг
самопожертвования.
«Шемякин суд». «Шемякин суд»
«кривосуд»Теория
литературы. Летопись.
Древнерусская воинская повесть
Житие как жанр литературы
Сатирическая повесть как жанр
древнерусской литературы.

потомку
Устное народное творчество - 2 часа
Осознанно воспринимать и понимать
фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные
произведения;
• выделять нравственную
проблематику народных песен как
основу для развития представлений о
нравственном идеале русского народа,
формирования представлений о
русском национальном характере;
• выразительно читать народные песни,
соблюдая соответствующий
интонационный рисунок устного
рассказывания.
Из древнерусской литературы (2ч.)
Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ
самостоятельно или по составленному
плану; интерпретировать прочитанное,
отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и
потомку;
• определять для себя актуальную цель
чтения художественной литературы;
выбирать произведения для
самостоятельного чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,

22

вопросы.
Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;
заучивание наизусть песен и
частушек.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

Различные виды пересказа
(подробный, краткий,
выборочный, с элементами
комментария, с творческим
заданием); ответы на
вопросы, раскрывающие
знание и понимание текста
произведения; выполнение
различных творческих работ,
• составление плана, тезисов,
конспекта.

• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате анализа эпизода, ответа на
проблемный вопрос;
• сопоставлять произведение
словесного искусства и его воплощение
в других искусствах;
• работать с книгой и другими
источниками информации.
Из литературы ΧVΙΙΙ века -2часа
Денис Иванович Фонвизин.
«Недоросль» Проблемы
воспитания,
образования
гражданина.Теория
литературы. Понятие
о
классицизме. Основные правила
классицизма в драматическом
произведении.

Иван Андреевич Крылов. «Обоз».
Александр Сергеевич Пушкин.
«Туча». К*** («Я помню чудное
мгновенье...»). «19октября». х.
«История Пугачёва» (отрывки).
Роман «Капитанская дочка».
Историзм
художественной

3

1

Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• сопоставлять произведение
словесного искусства и его
иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации.
Из литературы ΧΙΧ века -34 часа.

Чтение по ролям.
Составление плана и
написание отзыва о
произведении; ответы на
вопросы, раскрывающие
знание и понимание текста.
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

Определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на

Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;
различные виды пересказа
(подробный, краткий,

23

литературы Роман Реализм Михаил
Юрьевич
Лермонтов.
Поэма «Мцыри».
Теория
литературы. Поэма Романтический
герой, романтическая поэма
Николай
Васильевич
Гоголь.
«Ревизор». Комедия Сатира и
юмор.
Ремарки
как
форма
выражения
авторской
поэзии
«Шинель».
Ф.И.
Тютчев
–
Стихотворения: «Весенняя гроза»
(«Люблю грозу в начале мая…»)

основе наводящих вопросов;
интерпретировать прочитанное,
отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и
потомку;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• работать с книгой как источником
информации

(1828, нач. 1850-х), «Silentium!»
(Молчи, скрывайся и таи…) (1829,
нач. 1830-х)
«Умом Россию не понять…»
(1866).
А.А.Фет
«Шепот,
робкое
дыханье…» (1850), «Как беден наш
язык! Хочу и не могу…» (1887).
Иван Сергеевич Тургенев. «Ася».
Николай
Семёнович
Лесков.
«Старый гений». Лев Николаевич
Толстой. «После бала».
Антон Павлович Чехов. «О любви»
«Крыжовник»
А. С. Пушкин. «Цветы последние
милей...»; Ф. И. Тютчев. «Осенний
вечер»; А.
А.
Фет. «Первый
ландыш»; А. Н. Майков. «Поле
зыблется цветами...».

24

выборочный, с элементами
комментария, с творческим
заданием); ответы на
вопросы, раскрывающие
знание и понимание текста
произведения.
Заучивание наизусть
стихотворных и прозаических
текстов; самостоятельное
выполнение различных
творческих работ составление
плана, тезисов, конспекта.

Иван
Алексеевич
Бунин.
«Кавказ». Александр Иванович
Куприн«Куст
сирени».
Александр Александрович Блок.
«Россия».
Стихотворение
«Девушка пела в церковном
хоре…»
А.А.Ахматова «Пушкин», «Смугл
ый
отрок
бродил
по
аллеям…» (1911),
Н.С. Гумилев «Капитаны» (1912)
М.И. Цветаева «Идешь, на меня
похожий»
(1913),
Генералам
двенадцатого года» (1913), «Мне
нравится, что вы больны не
мной…» (1915).
О.Э. Мандельштам «Я вернулся
в мой город, знакомый до слез»
Иван Сергеевич Шмелёв.
«Как
я
стал
писателем».
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.
Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая
история,
обработанная
„Сатириконом". Тэффи. «Жизнь
иворотник»М.
Зощенко. «История
болезни»;
«Медицинский случай», Михаил
Андреевич Осоргин. «Пенсне».
Михаил
Афанасьевич
Булгаков. «Собачье сердце».
Константин
Георгиевич
Паустовский.«Телеграмма». Алекс

3

Из литературы ΧΧ века- 19 часов
1
Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов;
• воспринимать художественный текст
как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и
потомку;
• определять с помощью учителя для
себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• работать с книгой как источником
информации.

25

Устный и письменный
пересказ содержания текста в
сжатом или развернутом
виде; заучивание наизусть
стихотворных и прозаических
текстов; самостоятельное
выполнение различных
творческих работ составление
плана, тезисов, конспекта.

андр Трифонович Твардовский.
«Василий Теркин». Стихи и песни
о Великой Отечественной войне
1941-1945 годов
М.
Исаковский. «Катюша»,
«Враги
сожгли
родную
хату»; Б. Окуджава. «Песенка о
пехоте»,
«Здесь
птицы
не
поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»;
Л. Ошанин. «Дороги».
Виктор
Петрович
Астафьев.
«Фотография, на которой меня
нет».
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережко
вский. «Родное»,
«Не
надо
звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на
Оке», «Уступи мне, скворец,
уголок...»; Н. Рубцов. «По
вечерам», «Встреча», «Привет,
Россия...». Б.Ш. Окуджава
"Молитва
Франсуа
Вийона",
"Арбатский романс"
В.С. ысоцкий. "Охота на волков",
"Кони привередливые", "Я не
люблю" (возможен выбор трёх
других стихотворений)
Из зарубежной литературы- 6 часов
Уильям Шекспир. «Ромео и
Джульетта».
Сонеты «Её глаза на звёзды не
похожи...», «Увы, мой стих не

Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов;
• определять с помощью учителя для

26

Устный и письменный
пересказ содержания текста в
сжатом или развернутом
виде; заучивание наизусть

блещет новизной...».
Теория литературы. Сонет как
форма лирической поэзии.
Жан
Батист
«Мещанин
во
дворянстве»Теория
литературы. Классицизм. Комедия
Мигель де Сервантес Сааведра.
Роман «Дон
Кихот».
Теория
литературы. «Вечные» образы в
искусстве Вальтер Скотт.
«Айвенго». Теория
литературы. Исторический роман.

себя актуальную цель чтения
художественной литературы; выбирать
произведения для самостоятельного
чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• сопоставлять произведение
словесного искусства и его
иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации
Резерв 2часа.

стихотворных и прозаических
текстов; самостоятельное
выполнение различных
творческих работ. Поиск
незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы

Раздел 5. Рабочая программа по литературе на 2024/2025 учебный год для 9 класса.
Общее количество –102 часа.
Краткая характеристика
содержания предмета по указанной
теме

Количество часов
(из общего количества),
отводимых на контроль
освоения темы,
из них на
Практическонтрольные
кие
работы
самостоятель
-ные работы

Планируемые результаты
освоения предмета

27

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

1
Литература и её роль в духовной
жизни человека.
Теория литературы. Литература как
искусство слова.
Беседа
о
древнерусской
литературе. Самобытный характер
древнерусской
литературы.
Богатство и разнообразие жанров.
«Слово
о
полку
Игореве». «Слово...»
как
величайший памятник литературы
Древней Руси.

2

3

4
Введение-1 час
Оценивать интерпретацию
художественного текста, созданную
средствами других искусств.

Из древнерусской литературы (2ч.)
Выбирать путь анализа произведения,
адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики
художественного текста, видеть их
художественную и смысловую
функцию;
• сопоставлять «чужие» тексты
интерпретирующего характера,
аргументированно оценивать их;
• оценивать интерпретацию
художественного текста, созданную
средствами других искусств;
• создавать собственную
интерпретацию изученного текста
средствами других искусств;
• сопоставлять произведения русской и
мировой литературы самостоятельно
(или под руководством учителя),
определяя линии сопоставления,
выбирая аспект для сопоставительного
анализа;
• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского

28

5
Беседа. Чтение и обсуждение
статьи. Устные ответы на
вопросы.
Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;
Поиск незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.
Исследовательская работа в
группах. Ответы на вопросы,
раскрывающие знание и
понимание текста
произведения;

характера, реферат, проект).
Из литературы ΧVΙΙΙ века -8часов
Характеристика
русской 1
литературы XVIII века.
Михаил
Васильевич Ломоносов. «Ода па
день восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни
Императрицы
Елисаветы
Петровны 1747 года».
Гавриил Романович Державин.
«Властителям
и
судиям».
«Памятник».
А.Н.Радищев «Путешествие
из
Петербурга в Москву»
НиколайМихайлович Карамзин.
«Бедная Лиза», «Осень».

Василий Андреевич Жуковский.
«Море».
«Невыразимое».
«Светлана». Александр
Сергеевич Грибоедов. «Горе
от
ума». Александр
Сергеевич
Пушкин. Стихотворения «К
Чаадаеву», «К морю», «Во глубине
сибирских руд», «Пророк», «Я
памятник
себе
воздвиг
нерукотворный...», «Я вас любил;

Адекватно понимать художественный
текст и давать его смысловой анализ на
основе наводящих вопросов;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• сопоставлять произведение
словесного искусства и его
иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации.
• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).
Из литературы ΧΙΧ века -54 часа
7

1

Интерпретировать прочитанное,
отбирать произведения для чтения;
• выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• работать с книгой как источником
информации
• вести самостоятельную проектно-

29

Устный и письменный
пересказ содержания текста в
сжатом или развернутом
виде; заучивание наизусть
стихотворных и прозаических
текстов; самостоятельное
выполнение различных
творческих работ. Поиск
незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.

Выразительное чтение
наизусть стихотворных
текстов. Исследовательская
работа в группах.Поиск
незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.
Ответы на вопросы,
раскрывающие знание и

любовь ещё, быть может...,
«ЕвгенийОнегин».
"Цыгане" «Моцарт и Сальери».
Михаил Юрьевич Лермонтов.
«Смерть
Поэта»,
«Парус»,
«Узник», «Выхожу один я на
дорогу», «И скучно и грустно»,
«Родина», «Нищий», «Как часто,
пестрою толпою окружен…»
«Герой нашего времени».
Николай
Васильевич
Гоголь.
«Мёртвые души».
А.Н.Островский. "Снегурочка".
Фёдор Михайлович Достоевский.
«Белые ночи».
Антон Павлович Чехов. «Тоска»,
«Смерть чиновника».
Иван
Алексеевич
Бунин.
«Тёмные аллеи».
Михаил Александрович Шолохов.
«Судьба
человека». Александр
Исаевич
Солженицын.
Рассказ «Матрёнин двор».
Василий Макарович Шукшин.
«Мастер». Поэзия Серебряного
века. Александр Александрович
Блок. «Ветер принёс издалёка...»,
«О, я хочу безумно жить...», цикл
«Родина».Сергей Александрович
Есенин. «Не жалею, не зову, не
плачу...», «Нивы сжаты, рощи
голы...», «Разбуди меня
завтра

исследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).

2

Из литературы ΧΧ века -26 часов.
1
Выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• работать с книгой как источником
информации.
• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).

30

понимание текста
произведения; выполнение
различных творческих работ;
составление плана, тезисов,
конспекта.

Выразительное чтение
наизусть стихотворных
текстов. Исследовательская
работа в группах. Поиск
незнакомых слов и
определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.
Ответы на вопросы,
раскрывающие знание и
понимание текста
произведения; выполнение
различных творческих работ;
составление плана, тезисов,
конспекта.

рано...», Владимир Владимирович
Маяковский. «Послушайте!», «А
вы могли бы?». Марина Ивановна
Цветаева. Слово
о
поэте.
НиколайАлексеевич Заболоцкий.
«Я не ищу гармонии в природе...»,
«Завещание».Борис
Леонидович
Пастернак. «Во всём мне хочется
дойти...», «Быть знаменитым
некрасиво...».
Александр
Трифонович Твардовский.«Я убит
подоРжевом».
В.Соллогуб. «Серенада»
Некрасов. «Тройка»Е.А.Баратынск
ий. «Разуверение»; Ф.
И.
Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас и
всё
былое...»); А.
К.
Толстой. «Средь шумного бала,
случайно...»; А. А. Сурков. «Бьётся
в тесной печурке огонь...»; К. М.
Симонов.
Из зарубежной литературы- 8 часов.
Античная лирика Гораций.
«Я
воздвиг памятник...». .
Данте Алигьери. «Божественная
комедия» (Уильям
Шекспир.
«Гамлет».
Дж. Байрон. Фрагменты из
поэмы «Паломничество
Чайльд
Гарольда»
Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст»
Теория литературы. Драматическая

1

1

Выявлять авторскую позицию,
определяя своё к ней отношение,
• создавать собственный текст
интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос;
• сопоставлять произведение
словесного искусства и его
иллюстрацию;
• работать с книгой как источником
информации.

31

Устный и письменный
пересказ содержания текста в
сжатом или развернутом
виде; заучивание наизусть
стихотворных и прозаических
текстов; самостоятельное
выполнение различных
творческих работ. Поиск
незнакомых слов и определение их значений с

поэма.

• вести самостоятельную проектноисследовательскую деятельность и
оформлять её результаты в разных
форматах (работа исследовательского
характера, реферат, проект).
Резерв - 3часа.

32

помощью словарей и
справочной литературы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».