Функциональная грамотность
Что такое функциональная грамотность?
22.10.2024
Что такое функциональная
грамотность?
Уважаемые
учащиеся, родители (законные представители)!
Ознакомьтесь с интересной и актуальной информацией о
функциональной грамотности.
Проблема развития функциональной
грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу
Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических
задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Согласно Указу «в 2024 году
необходимо обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования,
вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования».
Поскольку функциональная
грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих
полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у
школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как
факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним
Президентом задач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной
грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в
социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане,
способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и
профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу,
способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития
функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет
быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень
благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития
функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной
деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях
обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Международное исследование PISA
представляет функциональную грамотность в виде составляющих:
— грамотность в чтении (читательская грамотность)
— способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к
использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей, для активного участия в жизни общества;
— грамотность в математике (математическая
грамотность) — способность человека определять и понимать роль математики в
мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину;
— грамотность в области естествознания
(естественнонаучная грамотность) — способность использовать естественнонаучные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека,
и для принятия соответствующего решения.
С 2012 года отдельным направлением оценки
была включена финансовая грамотность,
которая подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых
рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных
решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни.
С 2018 года в исследовании выделено еще
направление — глобальные компетенции.
Под глобальными компетенциями в исследовании PISA понимаются способности:
—
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального
характера и межкультурного взаимодействия;
—
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия
влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
—
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми
на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают
способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных
ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных
тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное
восприятие нового. С 2021 года впервые исследованию подвергнется креативное мышление пятнадцатилетних
учащихся.
В соответствии с требованиями к
содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы общего образования в качестве результата
рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В федеральном
государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве
приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
Но в наш век новых
информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала
«падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как
результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению
уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и
развития чтения отмечено: «Широкое распространение видео- и компьютерной
продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию
культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».
Приоритетной целью образования в современной
школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром,
к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и
планируемым результатам освоения обучающимися образовательных программ в
качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных
учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных
действий занимает чтение и работа с информацией.
Успешное обучение в начальной и
основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской
грамотности.
Читательская грамотность,
понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания
и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных
ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и
возможностей, становится значимым результатом образования.
Обществом в последние
десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с
необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение
жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в
раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь
это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е.
качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в
разных ситуациях деятельности и общения.
Чтение в истории развития
человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов
социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Как установили ученые, на
успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор № 1 – это навык чтения,
который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Но в
последнее время наблюдается снижение уровня читательской грамотности, снижается
интерес к чтению, умения и навыки работы как с научным, так и художественным
текстом. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков
информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в
отборе, понимании, хранении и передаче информации. И как следствие, возникают
трудности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по разным предметам. А чтение в
современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный»
характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Чтение является фундаментом
всех образовательных результатов, обозначенных в стандартах общего образования.
Согласно плану международных исследований PISA в 2022 году
учащиеся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Крым пройдут
проверку на определение уровня функциональной грамотности по шести
направлениям.
Учащиеся нашей школы, как и других школ
региона, на международном уровне смогут продемонстрировать способности
применять полученные знания в реальной жизни.
Главное – стремление стать успешным
человеком, созидателем успешного общества и государства.