Рабочая программа по родной литературе (русской) 6 класс

Раздел 1. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ ( 11 ч. )
Преданья старины глубокой. Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья
Муромец и Святогор». И. А. Бунин. «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин».
Русский Север: Архангельск в русской литературе. С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из
книги «Ледяна колокольня). Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»
(главы из книги «Поморские были и сказания»). И. С. Никитин. «Встреча Зимы». А. А. Блок.
«Снег да снег. Всю избу занесло…». Н. М. Рубцов. «Первый снег». По мотивам русских
сказок о зиме Е. Л. Шварц. «Два брата».
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ ( 10 ч. )
Праздники русского мира. Масленица.
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных
тел…». А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье». А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома. «Всюду родимую Русь узнаю…». В. А. Рождественский. «Русская
природа». К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок». Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША ( 12 ч. )
Не до ордена – была бы Родина. Оборона Севастополя. А. Н. Апухтин. «Солдатская
песня о Севастополе». А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище». Рюрик Ивнев.
«Севастополь». Чудеса нужно делать своими руками. Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни
учила…». Н. С. Лесков. «Неразменный рубль». В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной». О
ваших ровесниках. Реальность и мечты . Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы
«Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
(рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»). Е. С. Велтистов. «Миллион
и один день каникул» (фрагмент). Лишь слову жизнь дана. На русском дышим языке. К. Д.
Бальмонт. «Русский язык».

Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:
•
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной;
понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
•
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию,
уважительное отношение к труду;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;

•

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости
художественной культуры народов России и стран мира;
•
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
•
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых)
норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных
учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
•
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
•
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

2

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная литература (русская)» должны отражать:
•
понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурноязыковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений
родной русской литературы;
•
проявление ценностного отношения к родной русской литературе как
хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной
культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
•
понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской
литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных
авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
•
осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного
диалога с культурами народов России и мира;
•
развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с
русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
•
овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в
произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;
•
применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной
жизни
и
проектной
учебной
деятельности,
в
речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
•
накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений
родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских
предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

3

Раздел 3. Тематическое планирование.
6 класс

№

1

2
3
4
5

6

7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17

Количество
Деятельность учителя
часов на
с учётом
Тема
освоение
рабочей программы
темы
воспитания
Россия – Родина моя (11 ч.)
11
•
осознание
обучающимися российской
Преданья старины глубокой. Русские
1
гражданской идентичности,
былины: богатыри и богатырство
своей
этнической
принадлежности;проявлени
Былина «Илья Муромец и Святогор».
1
е патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
1
настоящему
многонационального народа
М. М. Пришвин. «Певец былин».
1
России;
чувство
ответственности и долга
перед Родиной; понимание
Русский Север: Архангельск в русской
1
гуманистических,
литературе. С. Г. Писахов. «Морожены
демократических
и
песни» (из книги «Ледяна колокольня).
традиционных ценностей
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске»,
1
многонационального
«Миша Ласкин» (главы из книги
российского общества;
«Поморские были и сказания»).
•
способность
и
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
1
готовность обучающихся к
саморазвитию
и
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу
1
самообразованию на основе
занесло…»
мотивации к обучению и
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
1
познанию,
уважительное отношение к
По мотивам русских сказок о зиме Е. Л.
1
труду;
Шварц. «Два брата».
•
формирование
Проверочная работа № 1
1
целостного мировоззрения,
соответствующего
Русские традиции (10 ч)
10
современному
уровню
развития
науки
и
Праздники русского мира. Масленица
1
общественной
практики,
учитывающего социальное,
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных
1
культурное,
языковое,
тел…»
духовное
многообразие
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
1
современного мира;
•
осознанное,
А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».
1
уважительное
и
доброжелательное
Тепло родного дома. «Всюду родимую
1
отношение
к
другому
Русь узнаю…»
человеку,
его
мнению,
Тепло родного дома. «Всюду родимую
1
мировоззрению, культуре,
Русь узнаю…»
4

18

В. А. Рождественский. «Русская природа».

1

19

К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

1

20

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

1

21

Проверочная работа № 2.

1

Русский характер – русская душа (13 ч.)

13

Не до ордена – была бы Родина. Оборона
Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о
Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское
кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».

1

22
23
24
25

1
1
11

26

Чудеса нужно делать своими руками. Ф. И.
Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»

1

27

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

1

28

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

1

29

О ваших ровесниках. Реальность и мечты.
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
(рассказы «Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова»).

1

30

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова»
(рассказы «Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день
каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана. На русском
дышим языке. К. Д. Бальмонт. «Русский
язык».

1

Проверочная работа №3.

1

31
32

33

1
1

языку, вере, гражданской
позиции,
к
истории,
культуре,
религии,
традициям,
языкам,
ценностям народов России и
народов мира;
•
развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного наследия
народов России и мира
творческой
деятельности
эстетического
характера;
осознание
значимости
художественной культуры
народов России и стран
мира;
•
способность
и
готовность вести диалог с
другими
людьми
и
достигать
в
нем
взаимопонимания;
готовность к совместной
деятельности,
активное
участие в коллективных
учебно-исследовательских,
проектных
и
других
творческих работах;
•
неприятие
любых
нарушений социальных (в
том числе моральных и
правовых) норм; ориентация
на моральные ценности и
нормы
в
ситуациях
нравственного
выбора;
оценочное отношение к
своему
поведению
и
поступкам, а также к
поведению и поступкам
других.

34 Резерв
1
Общее количество часов, отводимых на освоение учебного предмета – 34ч..

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».