Урок русского языка в 9 классе

01.01.2017

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Найдёновская школа»

Учитель русского языка и литературы: Великая Ирина Владимировна

Открытый урок русского языка в 9 классе

Тема:Повторение «Сложноподчинённое предложение»

Цель:Закрепить и обобщить знания о сложноподчинённых предложениях

Задачи:

1. Общеобразовательные: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, составлять графически схемы, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, привести в систему знания по теме.

2. Воспитывающие: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; воспитывать любовь к родному языку, нормы поведения.

3. Развивающие: учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.

Оборудование:

· таблицы «Знаки препинания в СПП»,

· индивидуальные карточки с дифференцированным заданием,

· листы А-3, маркеры для составления кластеров,

· листы самооценки,

· аудиозапись для физминутки.

Ход урока

I.Организационный момент(2 мин.).

Проверка готовности к уроку. Объявление учителем темы урока.

Ребята! Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. На уроках русского языка вы учились определять виды придаточных предложений, тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Сегодня наш урок мы посвятим повторению всего, что изучили о СПП. Каковы же цели нашего урока?

Постановка целей урока. Запись числа и темы в тетрадь. Распределить класс на две команды. Раздать листы самооценки учащегося (приложение1).

Заполнение листа самооценки учащегося.

II. Работа с эпиграфами урока(2 мин.).(Дети в тетрадях записывают понравившийся эпиграф, объясняют, почему понравился. Анализируют предложения, выявляют, что между ними общего)

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.
(Д.С. Лихачев)

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. (К.Паустовский).

Заполнение листа самооценки учащегося.

III. Работа по теме урока.

1.Орфографический практикум(5 мин).

(Два человека - у доски. Работа с карточками)

Карточка 1.Вставить пропущенные буквы. Чередующаяся глассная в корне слова.

Подб..ру, соб..раю, з..ря, з..рьки, р..стение, Р..стов, Р..стислав, р..стовщик, сд..ру, заж..гать, расст..литься, расст..лаюсь, заб..ру, выч..тать , выр..сли.

Карточка 2.Выписать из эпиграфов имена существительные и определить сколько букв и сколько звуков в каждом слове?

(Ценность-8б.,6зв.; язык-4б., 5зв.; народа-6б.6зв.; языком-6б., 7зв.; чудеса-6б.,6зв.; жизни-5б.,5зв.; сознании-8б.,8зв., словом-6б,6зв.)

Весь класс – распределительный диктант: Правописание приставок пре- и при-

Прибивать, привязать, привокзальный, притормозить, приземлиться, , приклеить, приложить , приписать, приоткрыть. Премилый, презлющий, пренеприятный, преспокойный, прервать, преграда, прелестный, прекрасный, пришкольный.

Проверка.

Заполнение листа самооценки учащегося.

2. Синтаксическая разминка.

- Кодированный диктант(2 мин)

· Я поднял книгу, упавшую со стола. (ПП)

· Светило солнце, но было очень холодно. (ССП)

· Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.(СПП)

· Я вышел во двор, на небе стояла полная луна.(БCП)

Проверка (ответы на обратной стороне доски)

Заполнение листа самооценки учащегося

-Устная работа (1 мин)

Вспомните классификацию предложений:

Предложения

Простые Сложные(союзные и бессоюзные)

Бессоюзные Сложносочиненные Сложноподчиненные

СПП с придаточными определительными

СПП с придаточными изъяснительными

СПП с придаточными обстоятельственными

Заполнение листа самооценки учащегося.

3.Работа в группах (5 мин)

1.Кластеро сложноподчинённом предложении (структура, связь, виды придаточных, СПП с несколькими придаточными, знаки препинания)

Первая группа – СПП с придаточным определительным.

Вторая группа – СПП с придаточным изъяснительным.

Защита кластеров(5 мин)

Заполнение листа самооценки учащегося.

Весь класс : СПП с придаточным обстоятельственным.

1.Отвечает на вопросы, свойственные обстоятельствам: где?, откуда?, как?, когда?

2.Придаточные: времени, места, причины, цели, условия, следствия, уступки, образа, меры и степени действия, сравнения.

3.Средства связи: союзы и союзные слова.

4.Относятся ко всей главной части.

5. В главной части могут находиться указательные слова(там, туда, тот, то и т.д.)

Заполнение листа самооценки учащегося.

2.Как связаны главное и придаточное предложения?

Ответ: Они связаны с помощью подчинительной связи (подчинительных союзов и союзных слов), а также интонации.

Проблема: Как отличить союзы от союзных слов?

-Cоюзы и союзные слова. (3 мин)

Распределить предложения в 2 столбика (Работа с карточками):

1.Он сказал, что сестра не вернётся к ужину.

2.Мы не заметили, какпришло время уезжать.

3.Она не сводила глаз с дороги, чтоведёт через рощу.

4.Всегда грустно, когда приходится расставаться.

5.Я знаю, что он будет делать завтра.

6.Тот день, когдамы встретились впервые, я не забуду никогда

Заполнение листа самооценки учащегося.

Проверка(ответы на обратной стороне доски):3,5,6(союзные слова) 1,2,4(союзы)

3.Минутка релаксации(2 мин.)

музыка

4. Виды придаточных предложений.(1 мин)

Проблема: Как определить вид придаточного?

Ответы:( по вопросу и по средству связи)

5. Работа с СПП, дифференцированная(10 мин)

Проверка: руководители групп получают ключи, проверяют и выставляют оценки.

Заполнение листа самооценки учащегося.

ΙΙΙ.Подведение итога урока. Рефлексия. Оценки и их комментарий.(5 мин)

-Достигли ли мы целей, поставленных вначале урока?

-Выполнили ли задачи, которые стояли перед нами?

- Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?

(Украшают нашу речь, позволяют более полно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, раскрытые ответы, помогают дать яркую характеристику человеку).

Учитель. Мы обобщили и систематизировали материал по теме «Сложноподчиненное предложение», работали над составлением схем, предложений. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.

Метод «Микрофон» . Закончите фразы, которые должны быть СПП.

1. Главным для меня на уроке было то, …

2. Меня порадовало на уроке то, …

3. Теперь я буду знать, что …

4. Меня огорчило то, что …

5. Итогом урока считаю …

6. Теперь я буду знать …Хочу такой сайт

7. Я рад, что…

8. Я хотел бы, чтобы…

ΙV. Домашнее задание(2 мин).

Подготовиться к контрольной работе, повторить теоретический материал.

Выбрать из произведений литературы 6 СПП предложений с разными придаточными.

Задание резерва:

1. Конструирование СПП по группам.

1. Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].

2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).

3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)

4. Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)

5. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].

2.Синтаксический разбор СПП.

Голос сердца чаще мы слышим в юности, когда ничто не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств.

Приложение 1

Лист самооценки учащегося_____________________________

Вид работы

Оценка

Работа с эпиграфами

5

Орфографический практикум.

Распределительный диктант.

5 5

Синтаксическая разминка.

Кодированный диктант .

4

Классификация предложений

4

Защита кластеров о СПП

5

Союзы и союзные слова.

Распределительный диктант.

5

6

Работа со СПП (дифференцированная)

3

4

5

Резерв.

Синтаксический разбор

Конструирование предложений

17 - 22 баллов - «3»

23 – 28 баллов – «4»

29-34 и более баллов – «5»

Приложение 2

Вариант 1. Оценка «5»

Задание. Списать, расставить знаки препинания, определить виды придаточных предложений.

1. Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты… (М.Ю. Лермонтов)(Прид.изъясн.)

2. Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать. (М. Горький)(Прид.опр.)

3. Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (А. Фадеев)(Прид.изъясн.)

4. Алексей пополз туда, кудаулетел самолет.(Прид.места)

5. Если исчезнет воображение, человек перестанет быть человеком.(Прид.услов)

6. Мой дом везде, где есть небесный свод. (М. Лермонтов) (Прид.места)

7. Я решил подняться на гору, чтобы оттуда осмотреть окрестности.(Прид. цели)

8. Алексей пополз туда, где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.(Прид.места)

9. Я отвечал, что природа хороша.(Прид. изъясн)

10. Когда Каштанка проснулась, она услышала доносившийся с улицы шум.(Прид. врем.)

Вариант 2. Оценка «4»

Задание . Списать, расставить знаки препинания, определить виды придаточных предложений.

1. Мы повторяем правила, без знания которых сложно сдать экзамен по русскому языку.(Прид. опред)

2. Книга, которую вы сейчас держите в руках, поможет вам справиться со сложными тестовыми заданиями.(Прид.опр.)

3. Когда уже почти стемнело, мы решили остановиться на привал.(Прид. врем.)

4. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.(Прид.прич.)

5. Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.(Прид. опр.)

6. В лесу человек особенно остро ощущает, что природа полна тайн.(Прид.изъясн.)

7. Когда Анна написала свое первое стихотворение, ей было одиннадцать лет.(Прид. врем)

8. Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку.(Прид. сравн.)

Вариант 3. Оценка «3»

Задание . Списать, расставить знаки препинания.

1) Бабушка, расскажи мне сказку, которую любила мама. 2) Он не знал, что брат привез ему подарок. 3) Чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день и ночь! 4) Небольшой домик, куда приехал Лаврецкий, был выстроен в прошлом столетии из прочного соснового леса. 5) Хотя он мог остаться у друзей, Петр вернулся домой. 6) Мне удалось поговорить с человеком, которого я долго искал. 7) Как солнце зимнее прекрасно, когда, бродя меж серых туч, на белые снега напрасно оно кидает слабый луч!8) Мало-помалу мне начинает казаться, что обо мне тоже вспоминают.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 09.03.2021

Дата обновления: 09.03.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».