Рабочая программа по предмету История России. Всеобщая история для 5-9 классов на 2021-22 - 2025-26 уч. годы

Оглавление
1. Раздел 1. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на 2021/2022 учебный год
для 5 класса. …………………… …………………………………………………………………………стр. 3 – 5
2. Раздел 2. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на 2022/2023 учебный год
для 6 класса. ……………………. ………………………………………………………………………..стр. 6 – 20
3. Раздел 3. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на 2023/2024 учебный год
для 7 класса. ……………………. ………………………………………………………………………стр. 20 – 28
4. Раздел 4. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на 2024/2025 учебный год
для 8 класса. ……………………………………………………………………………………………..стр. 28 – 38
5. Раздел 5. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на 2025/2026 учебный год
для 9 класса. ……………………. ……………………………………………………………………….стр. 38– 46

Раздел 1. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на 2021/2022 учебный год для 5
класса.
Общее количество – 68 часов.
Краткая характеристика
содержания предмета
по указанной теме

Количество часов (из
общего количества),
отводимых на контроль
освоения темы, из них на
практическ контрольн
ие
ые
самостояте работы,
льные
ПОУ
работы

Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник
наших знаний о прошлом. Роль
археологических
раскопок
в
изучении истории Древнего мира.
Счет лет в истории. Хронология –
наука об измерении времени.
Обратный счет лет. Представление о
понятиях: год, век (столетие),
тысячелетие, эпоха, эра.
Первобытные собиратели и
охотники.
Первобытные земледельцы и
скотоводы.
Счет лет в истории

-

-

1 ПОУ

Планируемые результаты
освоения предмета

Виды деятельности
учащихся,
направленные на достижение
результата

Введение (1 час )
Слушание лекции учителя.
Выпускник 5 класса сможет
определять место исторических
событий во времени, объяснять
Объяснение смысла основных
смысл основных хронологических
хронологических понятий, терминов
понятий, терминов (тысячелетие, век, (тысячелетие, век, до н. э., н. э.)
до н. э., н. э.)

Жизнь первобытных людей (7 ч)
Решение хронологических задач.
Выпускник получит возможность
научиться сознательно организовывать
и регулировать свою учебную
Работа с картой
деятельность, овладеть умениями
работать с учебной и внешкольной
информацией (анализировать и обобщать
2

Древний Египет.
Западная Азия в древности.
Индия и Китай в древности.
Государственное устройство,
расположение, климат, природные
условия, способы и виды
хозяйственной деятельности,
религия и верования, материальная и
духовная культура Египта,
государств Междуречья, Финикии,
Древнееврейского царства, Индии и
Китая. Основные исторические
события.

Древнейшая Греция. Архаический
период, Крито-Микенская дворцовая
цивилизация. Гомер «Илиада»,
«Одиссея»
Полисы Греции и их борьба с
персидским нашествием.
Возвышение Афин в V веке до н.э. и
расцвет демократии. Спарта.
Пелопонесские войны. Великая

-

-

факты. Выпускник усвоит понятия
«первобытность», «родовая община»,
«присваивающее и воспроизводящее
хозяйство», «неолитическая революция»
и др. Сможет делать вывод по образцу
учителя.
Древний Восток (21 ч)
3 ( 2 ПОУ Выпускник научится использовать
1 контр.) историческую карту как источник
информации о расположении древних
цивилизаций и государств, местах
важнейших событий . Описывать
условия существования, основные
занятия, образ жизни людей. Решать
хронологические задачи. Выпускник
сможет научиться решать творческие
задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах
(сообщение, презентация, минисочинение). Выпускник научится
описывать памятники древней
культуры; рассказывать о событиях
древней истории.
Древняя Греция (20 ч)
1 ПОУ
Ученик научится:
описывать условия существования,
основные занятия, образ жизни людей в
древности, памятники древней культуры;
рассказывать о событиях древней
истории;
раскрывать характерные, существенные
черты: а) форм государственного
устройства древних обществ (с

3

Исторический диктант
Устный ответ на уроке

Составление и заполнение таблиц вместе
с учителем.
Работа с картой.
Составление рассказа по заданной теме с
опорными словами.

Связное письменное высказывание.

Составление диалогов по теме.

Работа с картой.
Составление плана текста.
Мини-сочинение на изученную тему по
опрорным словам или плану учителя,
самостоятельно составленному плану.

греческая колонизация и Крым.
Херсонес, Пантикапей.
Македонские завоевания в IV в. до
н.э. Эллинистические государства.
Достижения материальной и
духовной культуры Древней Греции.

Рим: от возникновения до
установления господства над
Италией. Республика.
Рим – сильнейшая держава
Средиземноморья. Империя.
Гражданские войны в Риме.
Римская империя в первые века
нашей эры. Особенности Римской
античной цивилизации. Римская
империя и Крым. Вклад Древнего
Рима в мировую культуру.
Падение Западной Римской империи.

использованием понятий «деспотия»,
«полис», «республика», «закон»,
«империя», «метрополия», «колония» и
др.); б) положения основных групп
населения в древневосточных и
античных обществах (правители и
подданные, свободные и рабы); в)
религиозных верований людей в
древности;
характеризовать общественный строй
древних государств
Анализировать и обобщать факты,
составлять простой и развернутый план.
использовать историческую карту как
источник информации о территории
государств, значительных социальноэкономических процессах.
Древний Рим (17 ч)
1 ПОУ
Выпускник научится
1
раскрывать характерные, существенные
итоговая черты: а) форм государственного
контр раб устройства древних обществ (с
использованием понятий «деспотия»,
«полис», «республика», «закон»,
«империя», «метрополия», «колония» и
др.); б) положения основных групп
населения в древневосточных и
античных обществах (правители и
подданные, свободные и рабы); в)
религиозных верований людей в
древности;
давать характеристику общественного
строя древних государств;

4

Исторический диктант.
Хронологический диктант.
Составление таблиц и схем.
Анализ исторического источника с
помощью учителя.

Описание картины, иллюстрации.
Работа с учебным видео. Составление
вопросника, конспекта.

Слушание лекции учителя.
Хронологический зачет.
Дидактические игры.
Составление монологов по теме.
Конспектирование параграфа по
инструкции учителя.

объяснять, в чём заключались
Выполнение письменных работ.
назначение и художественные
достоинства памятников древней
культуры: архитектурных сооружений,
предметов быта, произведений искусства
Народы и государства на территории нашей страны в древности (1 час)
Предмет отечественной истории.
Работа с исторической картой.
Выпускник научится
История России как неотъемлемая
показывать на карте территорию
часть всемирно-исторического
расселения древнего человека в России,
процесса. Факторы самобытности
древние государства Поволжья, Кавказа,
российской истории. Природный
Причерноморья.
фактор в отечественной истории.
Источники по российской истории.
Характеризовать территорию расселения
Историческое пространство и
восточных славян, описавать жизнь, быт
символы российской истории. Кто и
и верования.
для чего фальсифицирует историю
Рассказывать о народах, населявших
России. История Крыма – часть
Крым в древности.
истории России.
Резерв – 1 час

Раздел 2. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на 2022/2023 учебный год для 6
класса ( 68 часов )
Краткая характеристика
содержания предмета
по указанной теме

Количество часов
(из общего
количества),
отводимых на
контроль освоения
темы, из них на
практич контроль
еские
ные
работы

Планируемые результаты
освоения предмета

5

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

самосто
ятельн.
работы
История средних веков (28 ч). Введение (вместе с историей России)
Понятие «средние века».
Слушание лекции учителя,
Выпускник 6 класса научится
Хронологические рамки средневековья.
локализовать во времени общие рамки выборочное конспектирование текста
Живое средневековье. Королевство
и события Средневековья, соотносить
франков в 6 – 8 веке.
хронологию истории Руси и всеобщей
истории, объяснять термины по теме.
Становление средневековой Европы (4 ч)
Великое переселение народов. Кельты,
1 ПОУ
Составление плана рассказа (простой,
Выпускник получит возможность
германцы, славяне, тюрки. Образование
научиться соотносить историческое
сложный, цитатный)
варварских королевств. Расселение
время и историческое пространство,
франков, занятия, общественное
ознакомившись с текстом или слушая
Заполнение таблицы: сравнительноустройство.
рассказ, выделять причины явления,
обобщающей; хронологической,
Роль христианства в раннем
события, повод к нему; подбирать в
систематизирующей.
средневековье. Христианизация Европы.
тексте факты, доказывающие тезис;
Аврелий Августин. Иоанн
прочитав текст, выполнять задание,
Составление схемы, кластера.
Златоуст. Образование двух ветвей
требующее умения анализировать
христианства - православия и
текст, сопоставлять два и более текста, Выполнение тестов.
католицизма. Римско-католическая
проверить сравнение. Выпускник
церковь в средневековье. Фома
сможет читать историческую карту с
Исторический диктант
Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси
опорой на легенду, ориентироваться на
и борьба церкви против их
карте. Анализировать и обобщать
распространения.
факты, составлять план, составлять
Создание и распад империи Карла
хронологическую таблицу, соотносить
Великого. Образование государств в
год с веком, с историческим периодом.
Западной Европе. Политическая
Объяснять своеобразие складывания
раздробленность. Норманнские
гос-ва Хлодвига, значение
завоевания.
христианства для укрепления гос-ва,
Культура Западной Европы в ранее
сравнивать политику Карла и
средневековье
Хлодвига.

6

Ранние славянские государства.
Просветители славян – Кирилл и
Мефодий.
Византия и арабский мир. Крестовые
походы Византийская империя:
территория, хозяйство, государственное
устройство. Императоры
Византии. Образование славянских
государств.

-

-

Арабские племена: расселение,
занятия. Возникновение ислама.
Мухаммед. Коран. Арабские завоевания
в Азии, Северной Африке,
Европе. Культура стран Халифата.

-

-

Византийская империя и славяне в VI-XI веках (2 ч )
Выпускник научится составлять
хронологические и сравнительные
Хронологический зачет.
таблицы, показывать на карте
Византию и ее соседей,
Работа с картой.
использовать историческую карту как
источник информации о территории, об Анализ исторического источника по
экономических и культурных центрах
вопросам.
государств в Средние века, о
направлениях крупнейших
Вставка пропущенных слов в текст по
передвижений людей — походов,
изученной теме.
завоеваний, колонизаций и др
Сравнивать Византию и империю
Карла Великого. Оценивать
деятельность Юстиниана.
Арабы в VI-XI веках (3 ч)
Выпускник сможет изучать по карте
Сообщение, презентация.
особенности Аравии,
сравнивать образ жизни арабов и
Историческое мини-сочинение по
европейцев.
плану совместно с учителем.
Определять и использовать
исторические понятия и термины.
Феодалы и крестьяне Город и деревня. (4 ч)

7

Сословное общество в средневековой
Европе. Феодализм. Власть духовная и
светская.
Феодальное землевладение. Сеньоры и
вассалы. Европейское рыцарство: образ
жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни.
Феодалы и крестьянская община.
Феодальные повинности. Жизнь, быт и
труд крестьян.
Средневековый город. Жизнь и быт
горожан. Цехи и гильдии.

-

Крестовые походы и их влияние
на жизнь европейского общества.
Католицизм, православие и ислам в
эпоху крестовых походов. Начало
Реконкисты на Пиренейском
полуострове.

-

1 ПОУ

Выпускник научится характеризовать
условия и образ жизни, занятия людей,
их достижения, на основе текста и
иллюстраций учебника,
дополнительной литературы, макетов,
электронных изданий, интернетресурсов и т. п.
Составлять рассказ по иллюстрациям в
учебнике, устанавливать связи между
развитием орудий труда и
экономическим ростом. Выделять
условия возникновения городов.
Католическая церковь. Крестовые походы (2 ч)
Выпускник сможет объяснять цели
походов, итоги.
Составлять рассказ, характеризовать
участников походов,

Работа с учебным видео.
Выделение значимой информации,
составление вопросов.
составлять описание образа жизни
различных групп населения в
средневековых обществах.

Работа с картой.
Составление логической цепочки
исторических событий.

понимать, какое влияние они оказали
на развитие Востока и Запада,
формирование их отношений.
Страны Западной Европы. Образование централизованных государств (6 ч)
Возникновение сословно Выпускник получит возможность
представительных монархий в
Работа с картой в парах и группах.
научиться
европейских странах. Генеральные
· читать историческую карту с опорой
штаты во Франции. Особенности
на легенду;
сословно-представительной монархии в
· проводить поиск необходимой
Англии. Великая хартия вольностей.
информации в одном или нескольких
Парламент. Кризис европейского
источниках (материальных, текстовых,
сословного общества в XIV-XV вв.
изобразительных и других);
Столетняя война: причины и итоги.
· сравнивать данные разных

8

Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы.
Крестьянские и городские восстания.
Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Священная Римская империя
германской нации. Германские
государства в XIV-XV вв.
Кризис католической церкви. Папы и
императоры

Гуситское движение в Чехии. Ян
Гус. Завоевания турками-османами
Балканского полуострова.

источников, выявлять их сходство и
различия.
Выпускник научится объяснять
причины объединения гос-в, отбирать
материал о королях Европы,
Характеризовать причины появления
Великой хартии, усиления роли
парламента. Рассказывать о причинах
Столетней войны, характеризовать
историческую личность.
-

-

-

Исторический портрет по плану и с
помощью учителя.

Выпускник сможет объяснять
Терминологический диктант.
причины и следствия ключевых
событий всеобщей истории Средних
Дидактические игры.
веков; сопоставлять развитие Руси и
других стран в период Средневековья,
показывать общие черты и особенности
(в связи с понятиями «политическая
раздробленность», «централизов. госв.)

Славянские государства в XIV -XV веках (1 ч)
Локализовать во времени общие рамки Слушание лекции учителя.
и события Средневековья, соотносить
Конспектирование.
хронологию истории Руси и всеобщей
Тезисный план.
истории;
использовать историческую карту как
Хронологическая таблица.
источник информации о территории, об
экономических и культурных центрах
Исторический диктант.
государств в Средние века, о
направлениях крупнейших
передвижений людей — походов,
завоеваний, колонизаций и др
Культура Западной Европы в XI – XV веках (4 ч)

9

Духовный мир средневекового человека.
Быт и праздники. Средневековый эпос.
Рыцарская литература. Городской и
крестьянский фольклор. Романский и
готический стили в архитектуре,
скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники.
Появление университетов. Схоластика.
Начало книгопечатания в
Европе. Научные открытия и
изобретения.
Культурное наследие Византии.
Китай: распад и восстановление единой
державы. Империи Тан и Сун.
Крестьянские восстания, нашествия
кочевников. Создание империи Мин.
Индийские княжества. Создание
государства Великих Моголов.
Делийский султанат. Средневековая
Япония.
Государства Центральной Азии в
средние века. Государство Хорезм и его
покорение монголами. Походы Тимура
(Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки.
Майя, атцеки и инки: государства,
верования, особенности хозяйственной
жизни.Особенности средневековой
культуры народов Востока. Архитектура
и поэзия.

Выпускник научится объяснять
причины изменения представлений
средневекового европейца о мире,
находить аргументы за и против
существования корпоративной
культуры, излагать смысл дискуссии о
соотношении веры и разума в
христианском учении, оценивать
образование и его роль в
средневековых городах.

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2 ч)
1 ПОУ
Итоговая Объяснять термины и понятия,
контроль сопоставлять события отечественной и
ная
всеобщей истории.
работа
Читать по легенде историческую карту,
работать с разными историческими
источниками,
характеризовать историческую
личность.

10

Работа с историческими источниками.
Работа с учебным видео.
Связное письменное высказывание по
вопросу темы.

Составление «паспорта» страны:
географическое положение, состав
населения, религия, управление,
столица (Китай, Индия, Япония).
Показывать на карте территорию
расселения народов Центральной
Африки.
Составлять портрет исторической
личности.

Повторение и обобщение по теме: «Наследие Средних веков в истории человечества» (совместно с историей России)
Наследие Средних веков в истории
Выпускник получит возможность
человечества
Викторина по истории.
научиться
обобщать и систематизировать с
помощью учителя знания за курс
Письменная работа.
истории средних веков. Научится
объяснять смысл понятия
Средневековье, раскрывать сущность
феодальных отношений,
характеризовать основные социальные,
политические, культурные процессы;
Сравнивать отношения короля, церкви,
общества в разные периоды
Средневековья.

Краткая характеристика
содержания предмета
по указанной теме

Количество
часов (из общего
количества),
отводимых на
контроль
освоения темы, из
них на

Планируемые результаты
освоения предмета

Практич контроль
еские
ные
самосто работы
ят.работ
ы
История России 6 класс ( 40 часов ). Введение (1 ч)

11

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

Предмет отечественной истории.
Выпускник научится читать карту,
Лекция учителя.
История России как неотъемлемая
пользуясь легендой, характеризовать
часть всемирно-исторического
исторические источники.
Составление простого и сложного плана.
процесса. Факторы самобытности
российской истории. Природный
Сможет характеризовать источники
Работа с историческими источниками в
фактор в отечественной истории.
знаний по истории России периода
парах и группах.
Источники по российской истории.
средневековья.
Историческое пространство и
символы российской истории. Кто и
для чего фальсифицирует историю
России. История Крыма – часть
истории России.
1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4). Русь в IX — первой половине XII в. (9 ч)
Народы
и
государства
на 1 ПОУ
Выпускник получит возможность
территории
нашей
страны
в
научиться соотносить свои взгляды и
Работа с картой.
древности. Политическое развитие
принципы с исторически возникавшими
Европы в эпоху раннего Среднемировоззренческими системами (под
Работа с историческими источниками.
вековья. Норманнский фактор в
руководством учителя).
образовании европейских государств.
Выпускник сможет показывать на
Описание картины, исторической
Предпосылки
и
особенности
карте границы и территорию
иллюстрации.
складывания
государства
Русь.
крупнейших политических центров Руси.
Формирование княжеской власти
Исторический, терминологический
(князь
и
дружина,
полюдье).
Называть причины создания единого
диктанты.
Новгород и Киев — центры
Древнерусского государства.
древнерусской
государственности.
Характеристика исторической личности.
Князь
Олег.
Образование
Объяснять понятия «раздробление»,
государства. Перенос столицы в Киев.
«политический центр».
Историческая викторина, кроссворд.
Первые русские князья, их
внутренняя и внешняя политика.
Составлять характеристики князей.
Составление родословного древа
Формирование
территории
Рюриковичей.
государства Русь.
Расказывать об особенностях
Социально-экономический строй
политического устройства княжеств.
ранней Руси. Земельные отношения.

12

Свободное и зависимое население.
Крупнейшие
русские
города,
развитие ремёсел и торговли.
Отношения Руси с соседними
народами
и
государствами:
Византией, странами Северной и
Центральной Европы, кочевниками.
Святослав и его роль в формировании
системы геополитических интересов
Руси.
Европейский христианский мир.
Крещение Руси: причины и значение.
Владимир I Святой.
Зарождение
ранней
русской
культуры,
её
специфика
и
достижения.
Былинный
эпос.
Возникновение
письменности.
Начало летописания. Литература и её
жанры. Деревянное и каменное
зодчество.
Монументальная
живопись, мозаики, фрески. Иконы.
Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв
населения.
Место и роль Руси в Европе.
Расцвет Русского государства.
Политический строй. Органы власти
и управления. Внутриполитическое
развитие. Ярослав Мудрый.
Владимир Мономах. Древнерусское
право: Русская Правда, церковные
уставы.

Выпускник научится характеризовать Связный письменный ответ на вопрос.
особенности культуры Древнерусского
государства.
Пересказ текста, творческий пересказ.
Узнавать наиболее известные и значимые
историко-культурные памятники этого
Создание группового мини-проекта на
периода.
уроке и дома.
Называть особенности художественного
стиля
произведений
искусства
древнерусского государства.
Работа с учебным видео.
Рассказывать о быте и образе жизни
населения, сравнивать быт разных слоев. Пересказ фрагмента видео, выделение
значимой информации
Характеризовать историческую личность.
Преобразование информации в таблицу и
схему.

-

Выпускник научится составлять
характеристику исторической личности.
Синхронизировать события
отечественной и всемирной истории.
Устанавливать синхронистические связи
истории России и стран Европы и Азии в
XVI—XVII вв. Показывать на
исторической карте территорию Руси.

13

Составление синхронистических таблиц
по истории России и всемирной истории
с помощью учителя.
Конспектирование текста.

Социально-экономический уклад.
Земельные отношения. Уровень
социально-экономического развития
русских земель. Дискуссии об
общественном строе. Основные
социальные слои древнерусского
общества. Зависимые категории
населения. Православная церковь и
её роль в жизни общества. Развитие
международных связей Русского
государства, укрепление его
международного положения.
Развитие культуры. Летописание.
«Повесть временных лет». Нестор.
Просвещение. Литература.
Деревянное и каменное зодчество,
скульптура, живопись, прикладное
искусство. Комплексный характер
художественного оформления
архитектурных сооружений.
Значение древнерусской культуры в
развитии европейской культуры.
Повседневная жизнь, сельский и
городской быт. Изменения в
повседневной жизни с принятием
христианства. Нехристианские
общины на территории Руси.
Эпоха политической
раздробленности в Европе.
Причины,
особенности
и
последствия
политической
раздробленности на Руси. Формирование

Раскрывать причины и следствия
объединения русских земель.

Работа с картой.

Характеризовать политику первых
князей.

Составление схем, кластеров,
синквейнов.

Устанавливать хронологические рамки
объединения русских земель.
Рассказывать о зависимом и свободном
населении.

Составление рассказов от первого лица о
жизни и быте представителей разных
сословий Руси.

Выявлять изменения в политическом
строе Руси.
Характеризовать новые тенденции в
культуре и искусстве Руси.

Работа с видеопрезентацией.

2. Русь в середине XII — начале XIII в. (4 часа)
Выпускник научится сопоставлять Хронологические и синхронистические
ПОУ
развитие Руси и других стран в период таблицы.
Средневековья, выявлять общие черты и
особенности (в связи с понятиями
«централизованное
государство»,
«всероссийский рынок» и др.); понимать

14

взаимосвязи
между
социальными
системы земель — самостоятельных
явлениями и процессами, их влияния на
государств.
жизнь народов России;
Изменения в политическом строе.
Краткий пересказ содержания
Эволюция общественного строя и
письменных исторических источников,
высказывать суждения о значении и месте
права. Территория и население
исторического и культурного наследия их характеристика.
крупнейших русских земель. Рост и
предков.
расцвет городов.
Искать информацию в источниках Составление экскурсионных маршрутов
Консолидирующая
роль
различного типа и вида (в материальных и памяток туристам.
памятниках,
фрагментах
летописей,
православной церкви в условиях
правовых
документов,
публицистических
политической децентрализации.
произведений и др.);
Международные связи русских
земель. Развитие русской культуры:
анализировать информацию о событиях и
формирование
региональных
явлениях прошлого с использованием
центров. Летописание и его центры.
понятийного и познавательного инструДаниил Заточник. «Слово о полку
ментария социальных наук.
Игореве».
3. Русские земли в середине XIII — XIV в. Формирование единого Русского государства (14 часов)
Возникновение
Монгольской
Выпускник научится рассказывать об
державы. Чингисхан и его завоевания.
ПОУ
ордынском нашествии, объяснять
Работа с текстом учебника и документа.
Формирование
Монгольской
причины успехов монголов.
империи и её влияние на развитие
Характеризовать характер отношений
– найти в тексте ответ на поставленный
народов Евразии. Великая Яса.
Руси и Орды.
вопрос;
Завоевательные походы Батыя на
Сравнивать с русско-литовскими
– найти в тексте предложение, которое
Русь и Восточную Европу и их
отношениями.
соответствует иллюстрации;
последствия. Образование Золотой
Давать общую характеристику состояния – найти и выписать (кратко
Орды.
русской культуры в этом периоде.
сформулировать своими словами)
Русские земли в составе Золотой
определение исторического термина,
Анализировать информацию,
Орды.
Политико-государственное
понятия;
содержащуюся
в
летописях
(фрагменты
устройство
страны.
Система
– прочитать отрывок, выделить главную
«Повести временных лет» и др.),
управления. Армия и вооружение.
мысль, главные факты и подчеркнуть
правовых
документах
(Русская
Правда,
Налоги и повинности населения.
карандашом;
Судебники 1497 и 1550 гг.
Города. Международная торговля.
и др.), публицистических произведениях,
записках

15

иностранцев

и

других

Влияние Орды на политическую
традицию
русских
земель,
менталитет,
культуру
и
быт
населения.
Золотая
Орда
в
системе
международных связей.
Южные и западные русские земли.
Возникновение
Литовского
государства и включение в его состав
части русских земель.
Северо-западные
земли:
Новгородская и Псковская. Борьба с
экспансией крестоносцев на западных
границах Руси. Александр Невский.
Политический строй Новгорода и
Пскова.
Княжества
Северо-Восточной
Руси. Борьба за великое княжение
Владимирское.
Противостояние
Твери
и
Москвы.
Усиление
Московского
княжества.
Иван
Калита.
Народные выступления против
ордынского господства. Дмитрий
Донской.
Куликовская
битва.
Закрепление
первенствующего
положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и
статус
православной
церкви.
Принятие
ислама
и
его
распространение.
Русская
православная церковь в условиях

источниках по истории Древней и Мо- - найти и выписать (подчеркнуть,
сковской Руси;
назвать) требуемые факты, примеры,
имена, опорные слова для пересказа;
раскрывать
причинно-следственных - по ходу чтения выполнить тестовые
связи, цели и результаты деятельности задания
людей и др.)
Выпускник научится характеризовать
роль личности в истории на примере
Александра Невского.

Составление простого и сложного плана
текста.
Работа с картой.

Объяснять роль православной церкви
Конспектирование.
В укреплении Московского государства и
борьбе с Ордой.
Тестирование.
Показывать на исторической карте
территорию Северо-Восточной Руси.

Хронологический диктант
Дидактические игры.

Раскрывать причины и следствия
объединения русских земель вокруг
Москвы.
Объяснять, в чем историческое значение
Куликовской битвы.

Работа с источником в парах и группах.

Выпускник
получит
возможность Составление тематических таблиц.
научиться:
Выявлять изменения в политическом
строе Руси. Характеризовать новые
тенденции в культуре и искусстве Руси.
16

ордынского
господства.
Сергий
Радонежский.
Культура и быт. Летописание.
«Слово о погибели Русской земли».
«Задонщина». Жития. Архитектура и
живопись. Феофан Грек. Андрей
Рублёв.
Ордынское влияние на развитие
культуры и повседневную жизнь в
русских землях.
Политическая карта Европы и
русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского
княжеств за объединение русских
земель.
Распад Золотой Орды и его
влияние на политическое развитие
русских земель. Большая Орда,
Крымское, Казанское, Сибирское
ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная
война
в
Московском княжестве во второй
четверти XV в. Василий Тёмный.
Новгород и Псков
в XV в. Иван III. Присоединение
Новгорода и Твери к Москве.
Ликвидация зависимости от Орды.
Принятие общерусского Судебника.
Государственные символы единого
государства.
Характер
экономического
развития русских земель.

объяснять значение понятий,
употребляющихся в тексте документа;
сравнивать текст документа с
содержанием учебника;

Лекция учителя.
План.
Конспектирование.

пользуясь памяткой, анализировать
исторический источник;
используя документ, доказывать тезис.

ПОУ

Выпускник сможет научиться
уважать к древнерусскую культуру и
культуру других народов, ценить Анализ документа по памятке.
культурное многообразие нашей страны.
Составление вопросов к документу.
Выпускник научится показывать на
исторической
карте
вновь
присоединенные
к
Московскому
Работа с учебным видео.
княжеству территории, характеризовать
особенности
и
выгоды
их
географического положения, природных
ресурсов.
Работа в парах и группах, ее презентация.
Искать дополнительный материал по теме
В библиотеке, сети Интернет.
Рассказывать
о
государственных
символах данного периода и их значении.

17

Тест, письменная работа,
Историческое мини-сочинение.

Установление
автокефалии
Русской
православной
церкви.
Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение
международных
связей Московского государства.
Культурное пространство единого
государства.
Летописание
общерусское
и
региональное.
«Хожение за три моря» Афанасия
Никитина. Архитектура и живопись.
Московский Кремль.
Повседневная жизнь и быт
населения.

Раннесредневековая Таврика (IV- VII
вв.)
Вторжение в Крым готов и гуннов.
Под властью Византии (V-VII вв.)
Таврика в VIII-XI вв.
Таврика в VIII- XI вв.
Херсон – центр византийских
владений в Крыму. Этнические
процессы средневекового Крыма.
Крым в XII- XIII вв. Княжество
Дорос (Феодоро). Крымский улус
Золотой Орды.

Научится
видеть
изменения
политического положения Московского
государства и объяснять его причины.
Рассказывать о культуре этого периода,
сравнивать с культурой Западной Европы.

-

4. История средневекового Крыма (4 ч)
Выпускник научится изучать источники
по истории Крыма и использовать их в
ответе, составлять описание образа жизни
различных
групп
населения
средневекового Крыма, населявших его
народов.
Сможет
называть
памятники
материальной и духовной культуры;
раскрывать характерные, существенные
черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя в
Крыму; б) ценностей, господствовавших в
средневековых обществах, религиозных
воззрений,
объяснять
причины
и
следствия
ключевых событий отечественной и
всеобщей истории Средних веков;

18

Посещение музеев Крыма.
Экскурсии к историческим местам и
памятникам.
Составление отчетов, создание
презентаций.

сопоставлять развитие Крыма и других
регионов в период Средневековья,
показывать общие черты и особенности.
Повторение и обобщение по теме: «Общее и особенное в развитие средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы» ( 2 часа)
)Европы».(1ч)
Итоговое повторение и обобщение
Выпускник
получит
возможность
по курсу
научиться
объяснять причины и
следствия
ключевых
событий
отечественной и всеобщей истории Годовая контрольная работа
Средних веков; сопоставлять развитие
Руси и других стран в период
Средневековья, показывать общие черты
и особенности (в связи с понятиями
«политическая
раздробленность»,
«централизованное государство» и др.);
Резерв 2 часа

Раздел 3. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на 2023/2024 учебный год для 7
класса (68 часов).
Краткая характеристика
содержания предмета
по указанной теме

Количество
часов(из общего
количества),
отводимых на
контроль
освоения темы, из
них на

Планируемые результаты
освоения предмета

19

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

Практич
еские
Самосто
ятельн.
работы
От Средневековья к Новому времени. Понятие
«Новая
история»,
хронологические рамки Новой истории.
.

Великие географические открытия.
Предпосылки Великих географических
открытий. Открытие морского пути в
Индию.Открытие Америки.
Открытие Тихого океана и первое кругосветное плавание. Значение Великих
географических открытий. Создание
первых колониальных империй.
Первый раздел мира. Испанская
колониальная империя. Португальская
колониальная империя. Начало
международного соперничества за
Колонии. Итальянское Возрождение.
Понятие Возрождения. Гуманизм.
Искусство итальянского Возрождения.
Новое понимание истории и рождение

-

контрол
ьные
работы

-

Новая история (28 ч) Введение (1 ч)
Выпускник 7 класса научится раскрывать
понятие «новая история».
Локализовать во времени хронологические рамки
и рубежные события Нового времени как
исторической эпохи, основные этапы
отечественной и всеобщей истории Нового
времени; соотносить хронологию истории России
и всеобщей истории в Новое время,

Переход от Средневековья к Новому времени (9 часов)
использовать историческую карту как источник
ПОУ
информации. Рассказывать о технических
открытиях и их значении,
показывать на карте морские пути, открытые
первопроходцами.
Оценивать открытия Колумба, Магеллана,
Кортеса.
Устанавливать различия между Испанской и
Португальской колониальными империями.
Раскрывать последствия Великих географических
открытий.

20

Лекция учителя

Определять по карте
местоположение колоний.
Составлять тематическую таблицу.
Извлекать информацию из
фрагмента документа
исторического характера.
Лекция учителя.
Конспект.
Составление таблицы по теме
«ВГО и их значение»

политической науки. Итальянские
войны и исторические судьбы
Возрождения. Возрождение в
других странах Западной Европы.
Северное Возрождение. Французский
Ренессанс. Английский гуманизм.
Перемены в повседневной жизни
людей. Историческое значение
Возрождения.
Реформация в Германии.
Предпосылки Реформации. Германия
накануне Реформации. Лютеранство.
Великая Крестьянская война и начало
«княжеской Реформации». Победа и
итоги Реформации в Германии.

Выпускник научится определять значение эпохи
Возрождения. Давать описание произведений
искусства.
Смогут раскрывать причины возникновения и
выделять характерные черты исторического
явления — Реформации.

Реформация в других странах
Европы. Католическая реформация.
Кальвинизм. Особенности Реформации
в Англии.
Католическая Реформация.

Сообщения на заданную тему.

Исторический портрет. Лютер,
Кальвин.

Подготавливать сообщение о выдающемся
деятеле Реформации — Мартине Лютере.
Оценивать итоги Реформации в Германии.
Использовать историческую карту при освещении
исторических событий. Извлекать информацию из
исторического источника — воззвания

Хронологическая таблица

Смогут с помощью учителя составлять
сравнительную характеристику протестантских
вероучений в форме таблицы или описания.

Сравнительная таблица
«Протестантские вероучения»

-

Характеризовать последствия Реформации для
Европы.

Итоги Реформации в Европе.
Западная Европа во второй половине XVI — первой половине XVII в. (6 часов)
Объединение Испании. Политическое
ПОУ
Выпускник научится характеризовать
.
устройство Испании. Особенности
политическое устройство Испании и особенности
социально-экономического развития.
социально-экономического развития страны.
Держава Филиппа II. Испания в период
Называть причины революции в Нидерландах, в
упадка. Расцвет и упадок Голландской
Англии. Характеризовать особенности
республики. Война за независимость.
Голландской республики
«Нидерландская революция».
Раскрывать понятия «бюрократия»,«дворянство

21

Голландская республика в первой
половине XVII в. Культура Нидерландов. Англия под властью Тюдоров.
Франция в эпоху Ренессанса
и Гугенотских войн. Международные
отношения второй половины XVI —
первой половины XVII в.

мантии», «дворянство шпаги», «рантье».
Объяснять различия между французским
дворянством
и «новыми дворянами» в Англии. Определять
предпосылки гугенотских войн и их
последствия. Составлять характеристику исторического деятеля: Франциск I, Генрих IV.
Использовать карту для характеристики
экономического развития Франции в XVII в.

Франция во времена кардиналов и
«короля-солнца». Франция при Ришелье. Мазарини и Фронда. Англия в эпоху революционных потрясений.
Правление первых Стюартов и начало
«Войны трех королевств».
Гражданские войны и свержение
монархии в Англии.«Индепендентская
республика». Протекторат Кромвеля. Английская культура первой
половины и середины XVII в.
Британские колонии в Северной
Америке.
Османская империя и Персия в XVI—
XVII вв. Расцвет Османской империи.
Балканы под турецким господством.

Франция, Англия и британская Америка в XVII вв. (5 часов)
ПОУ
Различать причину и следствие исторических
событий, выделять их характерные признаки.
Соотносить единичные исторические факты и
явления.
Раскрывать причинно-следственные связи. Используя памятку, сравнивать исторические события, давать характеристику деятельности исторической личности. . Раскрывать причины
Английской революции. Устанавливать связь
между деятельностью исторических личностей
(первых Стюартов, Оливера Кромвеля) и
развитием событий в стране. Составлять
хронологическую таблицу.

-

Многоликий Восток (6 часов)
Итоговая Сравнивать положение двух ближневосточных
контроль держав
ная
— Османской империи и Персии. Определять с
работа
помощью карты, как менялись границы
государств, и делать опосредованные выводы.

22

Работа с картой.
Составление таблиц, логических
цепочек.
Выполнение заданий по
реконструкции текста с
выпущенными терминами и
датами.
Хронологический зачет.

Сравнительные и хронологические
таблицы.

Начало упадка Османской империи.
Персия под властью Сефевидов. Индия
к началу XVI в.Основание державы
Великих Моголов. Начало соперничества европейских держав в Индии.
Культура мусульманской Индии.
Китай в XVI—XVII вв.
Япония в XVI—XVII вв. Закрытие
Японии

Извлекать информацию из документа
международно-правового характера.
Характеризовать своеобразие
культуры Османской империи, используя иллюстрации из учебника.
Характеризовать процесс объединения Японии.
Раскрывать причины политики «закрытости»
Японии. Выявлять особенности политического
устройства Японии и ее социальной структуры

Контрольная работа

Повторение (1 час)

Краткая характеристика
содержания предмета
по указанной теме

Мир после Великих географических
открытий. Модернизация как главный вектор
европейского
развития.
Формирование
централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Количество
часов из общего
количества,
Планируемые результаты
отводимых на
освоения предмета
контрольосвоения
темы, из них на
практич контро
еские
льные
самосто работы
ят
работы
История России (40 часов). Введение (1 ч)
Выпускник научится читать
историческую карту.
Давать оценку историческим
процессам на основе понятий
модернизации, абсолютизма. Видеть
противоречия исторического

23

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

Раскрывать
модернизация,
абсолютизм.

содержание терминов
централизация,

процесса, причины и последствия
важнейших событий отечественной
истории.
.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства (14 часов)
Центральные органы государственной
ПОУ
Устанавливать синхронистические
Синхронистическая таблица (под
власти. Приказная система. Боярская дума.
связи истории России и стран
руководством учителя)
Система местничества. Местное управление.
Европы и Азии в XVI—XVII вв.
Наместники.
Раскрывать содержание терминов
Принятие Иваном IV царского титула.
приказная система, боярская дума,
Тест, письменная работа
Реформы середины XVI в. Избранная рада.
система местничества. Местное
Появление Земских соборов. Специфика
управление. Наместники.
сословного представительства в России.
Отмечать на контурной карте новые
Отмена кормлений. «Уложение о службе».
города, торговые пути, фиксировать
Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
рост
территории
государства,
Опричнина.
изменение
границ.
Искать Исторический диктант
Экономическое
развитие
единого
информацию
в
источниках
государства. Создание единой денежной
различного
типа
и
вида
(в
системы. Начало закрепощения крестьянства.
материальных
памятниках,
Перемены
в
социальной
структуре
фрагментах летописей, правовых
документов,
публицистических Хронологический диктант
российского общества в XVI в.
произведений
и
др.)
Внешняя политика России в XVI в.
Присоединение Казанского и Астраханского
ханств, Западной Сибири. Войны с Крымским
Устная характеристика исторического
ханством. Ливонская война.
деятеля
Полиэтнический
характер
населения
Московского царства.
Православие как основа государственной
идеологии. Теория «Москва — Третий Рим».
Учреждение патриаршества. Сосуществование
религий.

24

Россия
в
системе
европейских
международных отношений в XVI в.
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах
страны, в городах и сельской местности. Быт
основных сословий
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время.
Пресечение царской династии Рюриковичей.
Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и
самозванство. Борьба против интервенции
сопредельных
государств.
Подъём
национально-освободительного
движения.
Народные ополчения. Прокопий Ляпунов.
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский
собор 1613 г. и его роль в развитии сословнопредставительской системы. Избрание на
царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги
Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил
Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор
Алексеевич.
Восстановление
экономики
страны.
Система
государственного
управления: развитие приказного строя.
Соборное уложение 1649 г. Юридическое
оформление крепостного права и территория
его
распространения.
Укрепление
самодержавия. Земские соборы и угасание
соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в
XVII в. в Европе и в России. Постепенное

Культурное пространство (2 часа )
1 ПОУ Выпускник научится работать в
группе, распределять обязанности,
оценивать участие каждого.
Россия в XVII в (13 часов )
1 ПОУ Составлять хронологические и
генеалогические таблицы. Умение
составлять портрет исторического
деятеля с помощью учителя.
Получит возможность научиться
понимать
взаимосвязи
между
социальными
явлениями
и
процессами, их влияния на жизнь
народов России;
высказывать суждения о значении и
месте исторического и культурного
наследия предков.
раскрывать характерные,
существенные черты: а) экономических и социальных
отношений и политического строя на
Руси и в других государствах; б)
ценностей, господствовавших в
средневековых обществах,
религиозных воззрений,
представлений средневекового
человека о мире.
Использовать ранее изученный
материал для решения
познавательных задач;
ставить репродуктивные вопросы по

25

Коллективная работа над проектом

Характеризовать Смутное время, его
причины и последствия. Раскрывать роль
личности в истории на примере П.
Ляпунова, К. Минина, Д. Пожарского.
Характеризовать исторического деятеля
по предварительно составленному плану.
схемы и таблицы, хронологические и
обобщающие.
коллективные и групповые проекты.
рефераты и сообщения по
дополнительной литературе и интернетисточникам.
Оценка события, его значение для
отечественной истории.
Работа с картой, атласом, контурной
картой.
Преобразование информации, полученной
при работе с картой, в таблицах, устных
ответах.

изученному материалу;
определять понятия, устанавливать
аналогии, классифицировать явления,
с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации
и обобщения;
логически строить рассуждение,
выстраивать ответ в соответствии с
заданием, целью (сжато, полно,
выборочно);
применять
начальные
исследовательские
умения
при
решении поисковых задач;
решать творческие задачи,

включение России в процессы модернизации.
Начало формирования всероссийского рынка и
возникновение первых мануфактур.
Социальная
структура
российского
общества. Государев двор, служилый город,
духовенство, торговые люди, посадское
население, стрельцы, служилые иноземцы,
казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины
XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское
восстание. Восстание под предводительством
Степана Разина.
Вестфальская система международных
отношений. Россия как субъект европейской
политики. Внешняя политика России в XVII в.
Смоленская война. Вхождение в состав России
Левобережной Украины. Переяславская рада.
Войны с Османской империей, Крымским
ханством и Речью Посполитой. Отношения
России со странами Западной Европы и
Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII
вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм,
языческие верования в России в XVII в. Раскол
в Русской православной церкви.
Культура народов России в XVII в.
Архитектура и живопись. Русская литература.
«Домострой».
Начало
книгопечатания.
Публицистика в период Смутного времени.
Возникновение светского начала в культуре.

Сложный план текста.
Тематические выписки, конспект.
Анализ исторического источника по схеме
совместно с учителем.
Составление тестов и заданий.

Ставить вопросы воспроизводящего
характера, на выбор варианта, на
представлять
результаты
своей сопоставление.
деятельности в различных видах
публичных
выступлений Совместно с учителем ставить
(высказывание, монолог, беседа, проблемные вопросы.
сообщение, презентация, дискуссия и
др.), а также в форме письменных
работ;
использовать ИКТ-технологии для
обработки, передачи, систематизации
и презентации информации;

ПОУ

Культурное пространство (2 часа)
Выпускник сможет характеризовать Составлять обобщающие таблицы по теме
условия развития искусства.
Культура. Характеризовать значение тех
Называть жанры и стили.
или иных достижений науки, образования,
Описывать картину, ее особенности. искусства.

26

Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в.
Поэзия. Развитие образования и научных
знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские
географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира
русского человека в XVII в. Народы Поволжья
и Сибири.

Крымское ханство в ХIV - ХV веках.
Социально-экономическое положение
Крымского ханства
Внешняя политика Крымского ханства
Культура и быт

Сравнивать жизнь и быт народов
России.

Работа с картой этнического расселения.
Составление и презентация сообщений,
докладов, проектов.

История Крыма (6 часов)
Сопоставлять ход исторических
процессов в России и в Крыму,
находить общее и различное.
Понимать своеобразие регионального
развития.
Резерв 2 часа

Будут составлять синхронистическую
таблицу, портрет исторического деятеля,
характеризовать внешнюю и внутреннюю
политику Крымского ханства.

Раздел 4. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на 2024/2025 учебный год для 8
класса (68 часов).
Краткая характеристика
содержания предмета
по указанной теме

Количество часов
(из общего количества),
отводимых на контроль
Планируемые результаты
освоения темы,
освоения предмета
из них на
контрольные
практические
работы
самостоятель
ные
работы
Новая история (28 ч). Введение ( 1 час )

27

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

Мир ко второй половине XVII в.

Научатся систематизировать
Лекция учителя, конспект.
ранее изученный материал
Европейская система государств после Вестфальского мира. Образование и развитие Соединенного королевства Великобритания
(5 часов)
ПОУ
Составление схемы государственного
Международные отношения во
Учащиеся смогут:
характеризовать
особенности
управления Великобритании.
второй половине XVII — намеждународных отношений
чале XVIII в.
Англо-голландские войны и «войны
второй половины XVII —
Работа с картой.
Людовика XIV». Воначала XVIII в.
ины Австрии, Венеции и Польши с
Раскрывать влияние войны на
Хронологическая таблица.
Османской империей. Великая
расстановку политических сил в
Северная война: закрепление России
Европе и мире. Составлять
на берегах Балтики.Война за
хронологическую таблицу.
Составление сложного плана.
Испанское наследство.
Локализировать исторические
события на карте и использовать
Реставрация Стюартов и
ее данные в
Анализ исторического документа.
«Славная революция» в Англии
1688 г., ее значение. Вильгельм III
ответе. Составлять развернутый
Оранский. Английская культура
план по одному из разделов
второй половины XVII в. Рождение
параграфа. Извлекать
Великобритании. Конституционная
информацию из документа
Сравнительная таблица.
монархия. Становление
международно-правового
двухпартийной системы. Тори и
характера.
виги. Внешняя и колониальная
Раскрывать значение «Славной
политика. Британская культура
революции». Различать
XVIII в: литература.
абсолютную и конституционную Дидактические игры с
Английское просвещение: Джон
монархию. Выявлять
историческими терминами.
Локк и Томас Гоббс. Шотландское
политические и экономические
просвещение: Дэвид Юм, Адам
изменения в Англии в
Смит.
результате революции.
Сообщения.
Объяснять итоги и значение
Аграрный и промышленный
переворот в Великобритании.
Английской революции.
Аграрный переворот. Начало
Анализировать под
промышленного переворота.
руководством учителя фрагмент

28

преобразований. Шотландия и
Ирландия в XVIII в.

документа законодательного
характера.
Подбирать материал из
интернет-ресурсов по теме
«Английская культура XVII в.»

Страны континентальной Европы в конце XVII—XVIII в. (6 часов)
Франция в эпоху Просвещения.
локализовать во времени
Устное объяснение новых понятий.
Франция после Людовика
ПОУ
хронологические рамки и
Сообщения о крупнейших деятелях
XIV. Суть эпохи Просвещения.
рубежные события Нового
французского Просвещения.
Шарль Монтескьё, Дени Дидро,
времени (XVIII в.);
Составлять сравнительную таблицу.
Вольтер, Жан Жак Руссо. Культура
Франции в эпоху Просвещения:
на основе карты давать
Составление связного рассказа,
стиль рококо; расцвет франобъяснения (устанавливать
используя иллюстрации из
цузской живописи (Антуан Ватто),
причинно-следственные связи)
учебника.
театрального искусства
событий, явлений: делать
(Пьер-Огюстен де Бомарше).
опосредствованные выводы об
Характеристика исторической
Развитие науки (Лавуазье)
исторических фактах;
личности —
Фридриха-Вильгельма I.
Германия и владения Габсбургов
анализировать информацию
во второй половине XVII —
первой половине XVIII в.
различных источников всеобСвященная Римская империя герщей истории Нового времени
Оценка деятельности исторических
манской нации после Вестфальского
XVIII в.;
личностей: Фридриха II,
мира. Становление Прусского
МарииТерезии, Иосифа II.
государства. Венгрия под властью
раскрывать характерные,
Работа с картой.
Габсбургов.
существенные черты
политического, социальноЦепочки - причинно-следственные
Эпоха просвещенного
абсолютизма в Германии. Война за
экономического развития стран
связи.
Австрийское наследство.
в Новое время
Просвещенный абсолютизм в
(XVIII в.);
Систематизировать материал в форме
Германии: правление Фридриха II.
таблицы.
Просвещенный абсолютизм в
опираясь на памятку, давать
Австрии:преобразования Мариихарактеристику исторической

29

Терезии и их последствия; реформы
личности и показывать роль
Иосифа II. Формирование
личности в истории;
Работа в парах и группах по
национальной германской культуры.
освоению нового материала, работа с
Шиллер, Гёте. Музыкальное
устанавливать причинноисточниками.
творчество Баха, Моцарта,
следственные связи событий и
Бетховена.
явлений в стране и на
международной арене;
Международные отношения
«галантного века». Новые явлепоказывать культурные
ния в международных отношениях.
достижения зарубежных стран в
Семилетняя война и ее значение.
XVIII в. и их влияние на
Международное соперничество на
развитие личности человека и
востоке Европы и первый раздел
общества
Польши. Война в Америке и вторая
русско-турецкая война Екатерины II.
Британские колонии в Северной Америке. Создание США (2 часа)
Британские колонии в Северной
Америке в конце XVII—
Смогут давать характеристику
Устный ответ на уроке.
XVIII в. Образование новых
жизни британских колобританских колоний в Северной
ний в Северной Америке.
Индивидуальная работа с
Америке. Обострение отношений
карточками.
между североамериканскими
Давать оценку британской
колониями и метрополией.
колониальной политики в
Тест.
Бенджамин Франклин. Война за
Северной Америке.
независимость североамериканских
Определять предпосылки и
Просмотр учебного видео, передача
колоний и образование США.
причины Войны за
содержания в вопросах, тезисах.
Джордж Вашингтон. Декларация
независимость британских
независимости. Помощь Франции в
колоний в Северной Америке.
войне американских колоний за независимость. Образование США.
Выпускники научатся
Конституция США 1787 г. Томас
раскрывать значение войны за
Джефферсон. Билль о правах.
независимость и ее последствия.
«Американская революция».

30

Историческое значение образования
США.
Эпоха Французской революции (7 часов)
Предпосылки и начало
Французской революции. Кризис
«старого порядка» во Франции.
Созыв Генеральных штатов. Провозглашение Национального собрания.
Взятие Бастилии.
Свержение монархии и
установление Первой республики
во Франции. Мероприятия
Учредительного собрания. Декларация прав человека и гражданина.
Политические клубы. Начало
революционных войн. Свержение
монархии во Франции. Казнь
Людовика XVI. Национальный
конвент.
Якобинская диктатура. Причины
прихода якобинцев к власти.
Максимилиан Робеспьер, Жорж Жак
Дантон, Жан-Поль
Марат. Якобинский Конвент.
Преобразования якобинцев.
Якобинский террор.
Режим Директории и завершение
Французской революции.
Термидорианский переворот.
Конституция 1795 г. Режим
Директории. Наполеон Бонапарт — генерал Республики.
Переворот 18 брюмера: отстране-

ПОУ

Обучающиеся смогут
самостоятельно отбирать и
систематизировать материал для
повторения содержания главы
учебника;
создавать таблицы,
самостоятельно определяя
названия граф и столбцов;
составлять тезисы, конспект по
материалу учебника.
Выпускник научится
характеризовать мероприятия
Учредительного собрания.
Раскрывать значение
«Декларации прав человека и
гражданина». Оценивать роль
революционных войн в истории
Французской революции.
Составлять хронологическую
таблицу. Анализировать под
руководством учителя фрагмент
документа государственного
характера. Извлекать
информацию о ходе
исторических событий на основе
данных карты.
Характеризовать внутреннюю и
внешнюю политику

31

Характеристика деятельности
исторической личности — Людовика
XVI.
Использовать карикатуру как
исторический источник.

Таблица «Общие черты и отличия
английской революции от
Французской революции».
Извлекать информацию о ходе
исторических
событий на основе данных карты.

Выполнение заданий в формате ОГЭ.

Портрет исторического деятеля –
А.В. Суворов.

ние Директории от власти.
Французская революция и Европа.
Международная ситуация накануне
Французской революции.
Революционные войны
и завершение разделов Польши.
Первая антифранцузская коалиция. Египетская экспедиция и
образование второй
антифранцузской коалиции.
Итальянский и Швейцарский походы
А. В. Суворова, Средиземноморский
поход Ф. Ф. Ушакова. Значение
Французской революции

Директории. Составлять
хронологическую таблицу. Давать, опираясь на
памятку, характеристику
деятельности исторической
личности —
М. Робеспьеру.
Готовить сообщения о деятелях
Французской
революцииВыявлять общие
черты и отличия английской
революции от Французской
революции.

Лекция
Тест
Устные и письменные ответы.
Анализ исторического источника.

Страны Азии в конце XVII—XVIII в. (6 часов)
Османская империя и Персия.
Балканские владения Османской
империи. Русско-турецкие войны и
их итоги. Изменения в
международном положении
Османской империи к концу XVIII в.
Персия в XVII—XVIII вв.
Индия. Внутреннее положение в
Индии в конце XVII в. Распад державы Великих Моголов.
Политическая раздробленность
индийских государств.
Соперничество европейских держав
в Индии и британское завоевание
Бенгалии. Деятельность английской Ост-Индской компании в
Индии и ее последствия для страны.

ПОУ

Обучающиеся научатся
определять особенности
внутреннего развития
Османской империи в XVIII в.
Характеризовать положение
балканских народов в
Османской империи.
Использовать карту как
исторический источник.

Сравнительная характеристика
развития стран Востока.
Работа с презентацией.
Решение кроссвордов, исторических
задач.
Исторический диктант.

Давать оценку деятельности
правителю страны —падишаху
Аурангзебу. Определять
причины распада державы
Великих Моголов. Объяснять
успехи британской

32

колониальной политики в
Индии.
Сравнивать исторические карты
по истории страны и делать
выводы.
Выделять характерные черты в
развитии Китая и Японии в
Новое время.

Страны Дальнего Востока.
Империя Цин в Китае. Правление
Канси. Международное положение
Китая и его «закрытие» для
европейцев. Отношения между
Китаем и Россией. Режим сёгуната Токугава и первые признаки его
кризиса. Особенности
культурной жизни и традиции
Востока.

Работа с картой.

Повторение (1 час)

Количество
Краткая характеристика
содержания предмета
по указанной теме

У истоков российской модернизации

Россия и Европа в конце XVII в.
Предпосылки Петровских реформ
Начало правления Петра I

часов
(из общего
Планируемые
количества),
результаты
отводимых на
освоения предмета
контроль
освоения темы,
из них на
Пр. и сам контрольн
ые
работы
История России (40 часов). Введение (1 ч)
Выпускник научится
характеризовать исторический
источник, получать информацию
из него.
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (10 ч)
Выпускник научится работать с
ПОУ
учебником и дополнительными
источниками информации
33

Виды деятельности
учащихся,
направленные на достижение
результата

Работа с учебником и
дополнительными историческими
источниками

Работа с учебником в парах и
группах.

Великая Северная война 1700—1721
гг. Реформы управления Петра I
Экономическая политика Петра I
Российское общество в Петровскую
эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий
Социальные и национальные
движения. Оппозиция реформам
Перемены в культуре России в годы
Петровских реформ. Повседневная
жизнь и быт при Петре I. Значение
петровских преобразований в
истории страны.

индивидуально, в парах и в
группах.
Сможет характеризовать
церковную реформу петра
Первого, ее направленность,
значение, последствия.
Рассказывать о повседневной
жизни и быте сословий
российского общества, сравнивать
их.

Составление сложного плана текста,
тезисных выписок, конспекта.
Работа с учебником (групповая, в
парах)
Самостоятельная работа с
дополнительным материалом.

Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 ч)
изложение собственного мнения, Историческое сочинение с помощью
Эпоха
дворцовых
переворотов
аргументация своей точки зрения в учителя.
(1725—1762)
ПОУ
соответствии
с
возрастными
Внутренняя политика и экономика
возможностями;
России в 1725—1762 гг.
Самостоятельно составлять
Внешняя политика России в 1725—
формулирование
ценностных характеристику исторической
1762 гг.
суждений и/или своей позиции по личности.
Национальная
и
религиозная
изучаемой проблеме.
политика в 1725—1762 гг.

Россия в системе международных
отношений. Внутренняя политика
Екатерины II. Экономическое
развитие России при Екатерине II.
Социальная структура российского
общества второй половины XVIII в.
Восстание под предводительством Е.
И. Пугачёва.

Тема III. Российская империя при Екатерине II (7 ч)
Выпускник
сможет
решать
творческие задачи, представлять
ПОУ
результаты своей деятельности в
различных
видах
публичных
выступлений, в том числе с
использованием
наглядных
средств (высказывание, монолог,
беседа, сообщение, презентация,
дискуссия и др.),

34

Тестовые задания и разноуровневые
письменные работы.
Самостоятельное составление тестов
для одноклассников, используя
вопросы воспроизводящего характера,
на сопоставление фактов, на выбор

Народы России. Религиозная и
национальная политика Екатерины II
Внешняя политика Екатерины II.
Начало освоения Новороссии и
Крыма.

распределять обязанности в
группе.

правильного варианта, на
определение причин и следствий
исторических событий.

Тема IV. Россия при Павле I (2 ч)
использовать текст исторического Будут устанавливать причинноисточника при ответе на вопросы; следственные связи между
показывать на исторической карте историческими событиями.
территории расселения народов,
границы государств, города, места
значительных исторических
событий.
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (7 ч)
Выпускник научится называть
Общественная мысль, публицистика,
имена выдающихся деятелей
литература.
ПОУ
Будут объяснять значение
XVIII в., важнейшие факты их
Образование в России в XVIII в.
исторических понятий.
биографии;
объяснять
значение
Российская наука и техника XVIII в.
исторических понятий.
Русская архитектура XVIII в.
Описание архитектурных стилей
Называть и описывать
Живопись и скульптура.
соответствующей эпохи, определение
архитектурные стили
Музыкальное и театральное
стиля здания\ансамбля, описание его
соответствующей эпохи,
искусство.
характерных особенностей.
определять стиль
здания\ансамбля, описывать его
характерные особенности.
Народы России в XVIII в.
Узнавать произведения
Перемены в повседневной жизни
Знакомство с произведениями
изобразительного искусства,
российских сословий.
изобразительного искусства, музыки.
музыки.
Внутренняя политика Павла I
Внешняя политика Павла I

История Крыма. Крым во второй половине XVII-XVIII вв. (5 часов)
Крым во второй половине XVIИсоотносить общие исторические
Задания на контурной карте, снимать
первой половине XVIII вв.
процессы и отдельные факты;
информацию с исторической карты,
выявлять существенные черты
описывать изменения территории,
исторических процессов, явлений границ, определять транспортные

35

Присоединение Крыма к России.
Культура. Повседневная жизнь и быт
народов Крыма.

и событий истории Крыма, её
особенности.

пути, характеризовать развитие
экономики.
Анализи схемы, диаграммы, таблицы
и графика.

Резерв 2 часа

Раздел 5. Рабочая программа по предмету «История России. Всеобщая история» на 2025/2026 учебный год для 9
класса (68 часов)
Количество часов
(из общего количества),
отводимых на контроль
Планируемые результаты
Виды деятельности
освоения темы,
освоения предмета
учащихся,
из них на
направленные на достижение
результата
практические
контрольн
самостоятельные
ые
работы
работы
Новая история (28 ч). Европа в эпоху Наполеона Бонапарта (2 часа)
Задания, развивающие умение
Франция: от Консульства к Первой
Выпускники смогут:
объяснять отличия эволюционного
анализировать, сравнивать,
империи.
Характерные
черты
Установление
пути развития от
обобщать, делать выводы,
империи.
Основные
мероприятия
революционного; обосновывать
выявлять закономерности.
Наполеона во внутренней политике.
важность для современного
Достижения в области культуры в эпоху
общества исторического опыта по
Работа с текстом.
Первой империи. Наполеоновформированию правовых
государств и формированию
Составление схемы, кластера,
ские
войны
и
крушение
наполеоновской империи. Войны
гражданского общества
опросника.
Наполеона в Европе в 1805–1809 гг.
Характеризовать континентальную
систему и ее влияние на Россию.
Краткая характеристика
содержания предмета
по указанной теме

36

Установление
континентальной
системы и ее последствия. Война
Наполеона с Российской империей в
1812 г. Крушение наполеоновской
империи. Венский конгресс и «сто дней»
Наполеона.
Основные направления общественной мысли XIX в.
Либерализм. Консерватизм. Социализм.
Коммунизм и «научный социализм»
Великобритания в первой
Половине 19 в. Завершение промышленного переворота. Колониальная
и внешняя политика. Франция:
от Реставрации Бурбонов ко Второй
республике. Режим Реставрации.
Революция 1830 г. И Июльская
монархия. Февральская революция
1848 г. и Вторая республика во Франции. Германский союз, Пруссия
и Австрийская империя.
Германский союз. Пруссия и Австрийская империя в первой половине XIX в.
Революции 1848-1849 гг. в Пруссии,
Австрийской империи и германских
государствах.

Рассказывать о решениях Венского
конгресса, анализировать, кому они
были выгодны.
Европа после Венского конгресса (4 часа)
Научатся сопоставлять по плану
ПОУ
информацию в адаптированных альтернативных источниках и
осуществлять обоснованный выбор информации из них.
Объяснять значение понятий
«либерализм, консерватизм,
социализм, коммунизм».
Смогут выстраивать хронологию
событий истории Франции от
Реставрации Бурбонов ко Второй
республике.
Определять характер, движущие
силы, цели и задачи французской
революции 1830 г.
Характеризовать причины, события,
следстаия «Весны народов» в
Европе.

Европа во второй половине XIX — начале XX в. (9 часов)

37

Сообщения, рефераты.

объяснить значение понятий,
употребляющихся в тексте
документа;
сравнить текст документа с
содержанием учебника;
пользуясь памяткой,
проанализировать исторический
источник;
используя документ, доказать
тезис;
выбрать главное и
второстепенное в содержании
документа, аргументировать свой
выбор;
отвечать на вопросы к
документу.

Вторая империя во Франции 1852—
1870 гг. Италия и Германия: создание
объединенных государств.
Движение за национальное единство
и независимость Италии.Объединение
Италии. Создание Германской империи
«железом и кровью»
Международное рабочее движение. Австро-Венгрия.
Кризис Австрийской империи и её
преобразование. Австрийская часть
государства. Венгрия. Три столицы.
Внешняя политик Австро-Венгрии.
Второй рейх в Германии.
«Культуркампф» борьба социализмом.
Империя Вильгельма II. Внешняя и
колониальная политика. Третья республика во Франции. Провозглашение
республики. Парижская коммуна.
Политическое развитие Третьей
республики. Кризис Третьей
республики. Экономическое развитие.
Внешняя и колониальная политика.
Викторианская Англия и Британская империя. Ирландский вопрос.
Рабочее движение и образование
лейбористской партии. Внешняя и
колониальная политика. Международные отношения в 20—70-х гг. XIX в.
Священный союз и революции 20-х гг.
XIX в. в Европе. Восточный вопрос в
Европейской политике в первой
половине XIX в. Восточный кризис

ПОУ

Смогут локализовать во времени
хронологические рамки и рубежные
события Нового времени (XIX в.);
самостоятельно использовать карту
как исторический источник.
Выпускник получит возможность
научиться
приемам сравнения исторических
объектов;
устанавливать причинноследственные связи, выявлять противоречия исторических событий и
явлений;
давать характеристику направлений
общественной мысли,
общественно-политических
организаций в Новое время (XIXв.);

Работа с исторической картой:
показать и описать на
исторической карте границы
государства, места сражений,
районы восстаний и т.д.;
описать геополитическое
положение государства;
сравнить карты 2, 3 эпох, на
основе увиденных изменений
сделать выводы о характере
территориальных и политических
изменений;
выполнить задания на контурной
карте с использованием атласа,
настенной карты или по памяти;

объяснять особенности
политического, социально-экономи- найти на карте и назвать
ческого развития зарубежных стран включенные в легенду знаки;
в Новое время (XIX в.);

давать аргументированную оценку
деятельности исторической личности;

38

найти изображенную на
небольшой карте территорию на
картах, охватывающих большее
пространство.

1875—1878 гг. Русско-турецкая война
1877—1878 гг. Берлинский конгресс
1878 г. Политика
европейских
государств на Среднем Востоке и в
Северной Африке.

показывать важнейшие достижения
мировой науки и художественной
культуры XIX в. и их влияние на
развитие личности человека и
общества.

Выполнение заданий в формате
ОГЭ.

Две Америки (4 часа)
США в период от Войны за
независимость до Гражданской
войны. США после Войны за
независимость. Характерные черты
развития Севера, Юга и Запада.
Гражданская война. США последней
трети XIX — начале XX в.
Реконструкция. «Позолоченный век».
Социальные движения последней
трети XIX в.«Прогрессивная эра».
Внешняя политика США. Страны Латинской Америки. Начало борьбы за
независимость в Латинской Америке.
Война за независимость в Испанской
Америке в 1810—1826 гг.
Страны Южной Америки после достижения независимости. Мексика.
Упадок Османской империи. Борьба
Египта за независимость. Танзимат —
«благодетельные реформы».
Углубление кризиса. Младотурецкая
революция и ее последствия. Британская
Индия.
Завершение
завоевания
Индии
англичанами. Великое индийское

ПОУ

Выпускники научатся
высказывать суждение об уроках
истории, о роли исторического
познания для понимания проблем
современного мира;
анализировать информацию
различных источников всеобщей истории Нового времени
(XIXв.);
приводить альтернативные оценки
фактов прошлого и определять свое
отношение к ним.

Страны Востока (4 часа)
владеть разными приемами
ПОУ
фиксации учебного материала;
давать ответ на вопрос,
предполагающий самостоятельное
решение проблемы и требующий
установления межпредметных
связей;
39

Анализ иллюстрации,
политической карикатуры
Составление описательного
рассказа по картине;
используя комплект
иллюстраций, изображающих
памятники архитектуры,
распределить их по стилям,
выделить характерные черты
каждого стиля, описать памятник
архитектуры;
разместить в хронологической
последовательности учебные
картины;

словесно проиллюстрировать
содержащуюся в таблице,
графике, диаграмме информацию,
проанализировать ее, сделать
выводы;
найти статистические данные в
тексте, построить графики;

восстание 1857—1859 гг. Индия во
второй половине XIX в. Страны Дальсоздавать на основе нескольких
него Востока. «Открытие» Китая и
информационных источников
Тайпинское
восстание.
Политика
исследовательскую работу,
«самоусиления»
и
дальнейшее
ослабление Китая. «Боксёрское» воспублично представлять результаты
стание.
«Открытие»
Японии
и
своей творческо-исследовательской
Реставрация Мэйдзи. Превращение
деятельности.
Японии в великую державу.
Развитие науки и культуры в XIX — начале XX в. (3 часа)
понимать опасность
Развитие науки и техники.
Философия, гуманитарные и
ПОУ
международных конфликтов,
общественные дисциплины. Наука.
которые приводят к войнам;
Техника. Литература и искусство.
уметь применять знания по
Романтизм и реализм. Литература.
всемирной истории XIX в. для осЖивопись.
Музыка.
мысления сущности современных
общественных явлений.

Сравнение данных двух
статистических источников,
отметить моменты сходства,
совпадения, сделать выводы.

Монологический рассказ.
Познавательные исторические
задачи.
Анализ ответа товарища.

Мир в начале ХХ века (2 часа)
Страны Европы и Северной Америки в
1900 – 1914 гг
Страны Азии, Африки и Латинской
Америки

Краткая
характеристика
содержания
предмета

Количество часов
(из общего количества),
отводимых на контроль
освоения темы,
из них на

объяснять особенности
Работа с картой.
политического, социально-экономи- Перевод информации лекции в
ческого развития зарубежных стран таблицу.

Планируемые результаты
освоения предмета

40

Виды деятельности
учащихся,

практические
контрольные
направленные на достижение
самостоятельные
работы
результата
работы
История России ( 40 часов ). Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (4 ч)
Выпускник сможет описывать
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Выполнение воспроизводящих
правление Александра Первого,
Александр I: начало правления. Реформы
самостоятельных работ по образцу;
характеризовать
его
в
динамике,
М. М. Сперанского
выполнение конструктивных
объяснять причины Отечественной
Внешняя политика Александра I в 1801—
самостоятельных работ.
войны 1812 года,
1812 гг.Отечественная война 1812
составлять портрет исторического
г.Заграничные походы русской армии.
Разрешение проблемных ситуаций,
деятеля,
Внешняя политика Александра I в 1813—
создаваемых учителем, приобретение
1825 гг. Либеральные и охранительные
опыта поисковой деятельности,
использовать историческую карту
как
источник
информации,
тенденции во внутренней политике
овладение элементами творчества.
объяснять цель и причины восстания
Александра I в 1815— 1825 гг.
декабристов.
Национальная политика Александра I
Выполнение исследовательских
Пользоваться понятиями, датами,
Социально-экономическое
развитие
работ, приобретение опыта
терминами.
страны в первой четверти XIX в.
высказывания собственных суждений,
Общественное движение при Александре
умения оценивания на основе анализа.
Выступление декабристов.
по указанной теме

Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (8 ч)
Реформаторские
и
консервативные 1
ПОУ
Выпускник получит возможность
тенденции во внутренней политике
научиться
самостоятельно
Николая I. Социально-экономическое
анализировать условия достижения
развитие страны во второй четверти XIX
цели на основе учёта обозначенных
в.
учителем ориентиров действия при
Общественное движение при Николае I
работе с новым учебным материалом.
планировать пути достижения целей.
Национальная и религиозная политика
Научится анализировать ответ
Николая I. Этнокультурный облик
товарища;
страны. Внешняя политика Николая I.
письменно оформлять выводы по
Кавказская война 1817— 1864 гг.
теме;
Крымская война 1853— 1856 гг.

41

Монологический рассказ.
Решение исторических задач.
Мини-рассуждение по заданной теме.
Семинар.
Дискуссия.

Культурное пространство империи в
первой половине XIX в.
Европейская
индустриализация
и
предпосылки реформ в России
Александр
II:
начало
правления.
Крестьянская реформа 1861 г.
Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и
правовая
модернизация.Социальноэкономическое развитие страны в
пореформенный период.Общественное
движение при Александре II и политика
правительства. Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе.
Внешняя политика Александра II. Русскотурецкая война 1877—1878 гг.
Александр III: особенности внутренней
политики. Перемены в экономике и
социальном
строе.
Общественное
движение при Александре III.
Национальная и религиозная политика
Александра III. Внешняя политика Александра III.
Культурное пространство империи во
второй половине XIX в. Повседневная
жизнь разных слоёв населения в XIX в.

составлять вопросы, задачи, тест по
пройденной теме.
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (8 ч)
Выпускник научится словесно
иллюстрировать содержащуюся в
таблице, графике, диаграмме
информацию, анализировать ее,
находить статистические данные в
тексте, строить графики. Показывать
и описывать на исторической карте
границы государства, места
сражений, районы восстаний и т.д.;
описывать геополитическое
положение государства при
Александре Втором.
Характеризовать реформы и их
значение.
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (6 ч)
Сможет характеризовать
внутреннюю и внешнюю политику
Александра III.

Анализ графика, таблицы, схемы.
Перевод графической информации в
текстовую.
Дополнение текста понятиями,
датами.
Работа с учебным видео.

Работа с картой.
Терминологический диктант.

Хронологический зачет.
Определять идейную направленность
разных течений российской
Тест.
культуры, художественное
своеобразие.
Письменная работа.
Историческое сочинение.
Тема V. Россия в начале XX в. (7 ч)

42

Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.:
динамика и противоречия развития
Социально-экономическое
развитие
страны на рубеже XIX— XX вв.
Николай
II:
начало
правления.
Политическое развитие страны в 1894—
1904 гг. Внешняя политика Николая II.
Русско-японская война 1904—1905 гг.
Первая
российская
революция
и
политические реформы 1905—1907 гг.
Социально-экономические реформы П.
А. Столыпина. Политическое развитие
страны в 1907—1914 гг.Серебряный век
русской культуры.

Социально-экономическое развитие в
первой половине XIX в.
Управление Таврической губернии.
Экономическое развитие.
Развитие городов.
Крымская война (1853-1856.)
Культура Крыма в первой половине XIX.
в. Крым во второй половине XIX в.
Социально-экономическое развитие края.
во второй половине XIX в.
Развитие городского строительства.
Культура Крыма во второй половине.
XIX в.
Крым в начале XX века. Социально –
экономическое
и
общественнополитическое развитие. Социальные
процессы. Уровень жизни.Восстание в

Итогов
ая
контро
льная
работа

анализ информации, содержащейся в
исторических источниках XIX в.
(законодательные
акты,
конституционные
проекты,
документы декабристских обществ,
частная
переписка,
мемуарная
литература и др.);
анализ и историческая оценка
действий исторических личностей и
принимаемых
ими
решений
(императоры
государственные;
общественные
деятели
представители
оппозиционного
движения), а также влияния их
деятельности
на
развитие
Российского государства.

История Крыма (4 часа)
Выпускник сможет научиться
выявлять общие закономерности
исторического развития народов
Российской империи и национальное
своеобразие. Выпускник научится
готовить сообщения, писать
биографические очерки о
выдающихся людях Крыма,
работать с различными
историческими источниками,
собирать информацию, критически
осмысливать ее и делать выводы;
любовь к родному краю и его людям,
разовьет интерес к истории края,
умение ориентироваться в его
современности.

43

Объяснение смысла понятий,
употребляющихся в тексте документа;
сравнивать текст документа с
содержанием учебника;
пользуясь памяткой, анализировать
исторический источник;
используя документ, доказывать
тезис.
Работа с учебником.

Работа с картой..

Конспект лекции учителя.
Самостоятельный отбор материала по
истории Крыма.
Сообщения и презентации.
Сравнительная характеристика
исторических процессов в России, в
мире и в Крыму, находить местное
своеобразие и общие закономерности.
Посещение музеев, экскурсий,
составление отчетов, совместная
работа над проектами и
презентациями.

Севастополе 1905 года и его подавление.
Крым после царского манифеста 16
октября 1905 года. Общественнополитическое движение. Столыпинская
аграрная реформа и ее последствия.
Развитие промышленности.

Итоговая КР.

Повторение – 1 час
Резерв 2 часа

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».