Оглавление 1. Раздел 1. Рабочая программа по родной (русской) литературе на 2021/2022 учебный год для 10 класса. ……………………………………………………………………………………………………………………..стр. 3– 10. 2. Раздел 2. Рабочая программа по родной (русской) литературе на 2022/2023 учебный год для 11 класса. …..……… …………………………………………………………………………………………………………………….стр. 11 -17. Раздел 1. Рабочая программа по родной (русской) литературе на 2021/2022 учебный год для 10 класса. Общее количество – 34 часа. Количество часов (из общего количества), отводимых на контроль Планируемые результаты освоения темы, освоения предмета из них на Практическонтрольные кие работы самостоятельные работы 1 2 3 4 Введение- 1 ч. Литературное краеведение как Знать основные закономерности комплексная наука. Важность и историко-литературного процесса и целесообразность курса. черты литературных направлений. Легенды Крыма. (2 часа) Легенды народов, населяющих 1 Уметь: анализировать литературное Крым. Богатство сюжетов и произведение, используя сведения по тематика легенд, общность идеалов истории и теории литературы у разных народов, отражение в (художественная структура, тематика, легендах лучших человеческих проблематика, нравственный пафос, качеств. Крымскотатарские система образов, особенности легенды. Истории об Амет акае, композиции, художественного времени пренебрежение условностями, и пространства, изобразительнопринятыми в обществе, отрицание выразительные средства языка, шаблонной системы мышления. художественная деталь); анализировать Краткая характеристика содержания предмета по указанной теме 2 Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата 5 Беседа. Чтение и обсуждение статьи. Устные ответы на вопросы. Исследовательская работа в группах. Читать, воспринимать, анализировать, истолковывать, оценивать драматическое произведение XIX века в единстве формы и содержания. Характеризовать: сюжет, фабулу и композицию, Литературные легенды. Поэтичность легенды. Крымская топонимика, отраженная в легендах. эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников. тематику, проблематику, идею произведения; художественное время и пространство, систему персонажей; художественную роль детали; авторские ИВС. Сопоставлять: героев двух драматических произведений, изображённые события. Выражать: своё личное отношение к событию, герою, авторской позиции, творчеству автора. Читать и анализировать фрагменты литературнокритических статей о произведениях. Крым в творчестве поэтов и писателей ХYIII – ХIХ в.в. ( 8 часов) Поэты пушкинской лиры в Тавриде (2часа) (обзор) Поэты - современники А.С. Пушкина в Крыму. Романтическое восприятие красоты крымской природы. К.Н. Батюшков. Элегия «Таврида» Романтическое 1 1 Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, 3 Устный и письменный пересказ содержания текста в сжатом или развернутом виде; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; самостоятельное выполнение различных творческих работ. Читать, воспринимать, анализировать, восприятие «полуденной страны». Мир природы и души, глубина чувств и переживаний. П.А.Вяземский. «Аю-Даг», «Бахчисарай», «Вдоль горы, поросшей лесом…», «Слуху милые названья». Удивление и восторг перед чудом бытия, красота изображаемой природы. В.Г.Бенедиктов. «К А-П-Г (по возвращении из Крыма)», «На южном берегу», «Близ берегов». Мастерство в передаче мимолетных настроений и переживаний. Богатство слуховых и зрительных впечатлений. Александр Сергеевич Пушкин (6 часов) «Желание», «Погасло дневное светило…», роман «Евгений Онегин» (отрывки «Прекрасны вы, брега Тавриды…», «Как я завидовал волнам»), «Кавказский пленник» Пребывание поэта на крымской земле и отражение впечатлений в письмах, путевых заметках и произведениях поэта. Романтический мир поэзии А.С.Пушкина, воспевание человеческой личности, преклонение перед ее духовной художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников. 4 истолковывать, оценивать драматическое произведение XIX века в единстве формы и содержания. Характеризовать: сюжет, фабулу и композицию, тематику, проблематику, идею произведения; художественное время и пространство, систему персонажей; художественную роль детали; авторские ИВС. Сопоставлять: героев двух драматических произведений, изображённые события. Выражать: своё личное отношение к событию, герою, авторской позиции, творчеству автора. Читать и анализировать фрагменты литературнокритических статей о произведениях. сущностью. Мечты о героическом и прекрасном. «Фонтану Бахчисарайского дворца», «Бахчисарайский фонтан». А.С. Пушкин в Бахчисарае. Переосмысление поэтом крымскотатарской легенды. Философское осмысление вопросов человеческого существования. Трагический конфликт, романтический характер образов, художественное совершенство лирики Пушкина. Поэма «Бахчисарайский фонтан» в музыке и живописи. Крымские поэты (Б.Е.Серман («Памятник Пушкину в Симферополе», «Я побывал в его краях», А.И.Милявский «Приверженность», А.А.Лесин «А.С.Пушкин»). Пушкинская тема в творчестве бахчисарайских поэтов (Н.Рябийчук, В.Божедай, Н.Вавилова и др.). Крым в творчестве поэтов и писателей ХIХ в. (10 часов) Адам Мицкевич. Сведения о поэте. «Крымские сонеты». Философские размышления о единстве мира природы и человеческой души в творчестве 1 1 Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, 5 Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста; поэта. Я.П.Полонский. «Ночь», «На Черном море», «Ночь в Крыму». «Музыка души», красота и сила выражения чувств. А. К.Толстой. «Ты помнишь ли вечер, как море шумело», «Как чудесно хороши вы…», цикл «Крымские очерки» («Приветствую тебя, опустошенный дом»). Искренность, задушевность тона, живописность, музыкальность лирических произведений о природе, глубокий лиризм стихотворений. И.Гаспринский. Жизненный и творческий путь И. Гаспринского. Просветительская и литературная деятельность. Сборник «Живая история» (по страницам газеты «Терджиман»). Отображение в исторических очерках нравов, обычаев народов, населяющих Крым. Роман «Страна Благоденствия» (отрывок). Актуальность поднятой проблемы Равенство народов как основа мирного сосуществования. Умер Ипчи. Сведения о писателе. Литературная и общественная деятельность. система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников. 6 Исследовательская работа в группах. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. Рассказ «Куреш» Отражение традиций крымскотатарского народа в творчестве писателя. Абибулла Одабаш. Сведения о писателе. Рассказ «Не забудет». Рассказ об учителе, человеке, формирующем и воспитывающем личность, для которой служение людям, народу - цель и смысл существования. Литературная и общественная деятельность классиков украинской литературы в Крыму М.Коцюбинский. Новелла «В путах шайтана». Протест писателягуманиста против жестоких нравов, царивших в семейном укладе крымских татар. Тема Крымской войны в творчестве русских поэтов и писателей (4 часа) А.Н.Майков Цикл «1854». 2 1 Уметь: анализировать литературное Устный и письменный «Бывало уловить из жизни миг произведение, используя сведения по пересказ содержания текста в случайный» истории и теории литературы сжатом или развернутом А.А.Фет. «Севастопольское (художественная структура, тематика, виде; заучивание наизусть братское кладбище». Восхищение проблематика, нравственный пафос, стихотворных и прозаических мужеством защитников система образов, особенности текстов; самостоятельное Севастополя. композиции, художественного времени выполнение различных А.Н. Некрасов. Поэма «Русские и пространства, изобразительно- творческих работ. Поиск женщины» (отрывок «Княгиня выразительные средства языка, незнакомых слов и М.Н.Волконская») Крымская тема художественная деталь); анализировать определение их значений с в творчестве поэта, воспоминания эпизод (сцену) изученного помощью словарей и о пребывании Пушкина в Гурзуфе. произведения, объяснять его связь с справочной литературы. Эмоциональность восприятия проблематикой произведения; Составление плана, тезисов, 7 окружающего мира. «Свершилось! Мертвые отпеты» ( 3-я глава поэмы «Тишина»). Осуждение войны, преклонение перед мужеством народа. Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы». Биографический характер рассказов. «Суровая правда» войны, глубокое постижение автором исторических событий. Гуманизм писателя. А.П.Чехов. «Дама с собачкой». Мечта о красоте человеческих отношений. Мастерство психологического анализа. Драматургическая деятельность Чехова. Пьеса «Три сестры». Своеобразие драматургического конфликта, роль подтекста, смысловая насыщенность художественной детали. Леся Украинка. Сборник «Крымские отзвуки». Любовь к природе как проявление чуткости поэтической души, лиризм стихотворений. Воспевание природы Крыма, благодарность к краю за поэтическое вдохновение. В. Шуф. Сведения о писателе. Поэт и этнограф. Легенда «Чабан». Фольклорные мотивы в поэме. Применять полученные знания и конспекта. умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников. 1 Литература второй половины ХIХ века (4 часа) 1 Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников. 8 Устный и письменный пересказ содержания текста в сжатом или развернутом виде; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; самостоятельное выполнение различных творческих работ. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Составление плана, тезисов, конспекта. Реальность изображаемых событий. «Изгнанник», «Таврида», «Баклан». Романтическое восприятие окружающего мира. А.Грин. Сведения о писателе. «Блистающий мир». Символический смысл названия повести, ее художественное своеобразие. Непреодолимое стремление к красоте, поэзии, ко всему человеческому, возвышенному. В.Г.Короленко. Очерк жизни и творчества. Рассказы «Емельян», «Рыбалка Нечипор». Тема ответственности человека, раздумья писателя о праве каждого человека на свободу и счастье. 1 Из русской литературы ХХ века (4 часа) 1 Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников. Устный и письменный пересказ содержания текста в сжатом или развернутом виде; заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; самостоятельное выполнение различных творческих работ. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Составление плана, тезисов, конспекта. Резерв– 1 ч. Раздел 2. Рабочая программа по родной (русской) литературе на 2022/2023 учебный год для 11 класса. 9 Общее количество – 34 часа Краткая характеристика содержания предмета по указанной теме 1 Количество часов (из общего количества), отводимых на контроль освоения темы, из них на Практическонтрольные кие работы самостоятельные работы 2 Планируемые результаты освоения предмета 3 4 Виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата 5 Введение- 1 ч. Знать основные закономерности Беседа. Чтение и обсуждение литературного процесса и черты статьи. Устные ответы на вопросы.Составление плана, литературных направлений. тезисов,конспекта. Основные тенденции развития литературы в Крыму на рубеже ХIХ и ХХ веков. Литературнохудожественные произведения, поэзия, публицистика. Обзор крымских литературнохудожественных газет, журналов, альманахов. Литература XX века - 30ч. И.А.Бунин. Стихотворения «Кипарисы», «На поднебесном утесе», «Байдарская долина», «На морском берегу, на скале», «…Светает…Над морем, под пологом туч…», «Учан-Су», «К 2 Знать и понимать: содержание изученных литературных произведений,основные факты жизни и творчества писателей – классиков XX века, основные закономерности 10 Устный и письменный пересказ содержания текста в сжатом или развернутом виде; самостоятельное выполнение различных творческих работ. Поиск прибрежью моря длинная аллея…». Вечность красоты природы. Художественное совершенство стихов. Повесть «Лика», автобиографический характер повести. А.И.Куприн. Своеобразие таланта писателя. Очерки «Листригоны» вдохновенная поэма о море, мужественных людях, спокойно переносящих невзгоды и привыкших к опасностям. С.Я.Надсон. Трагическая судьба поэта. «У моря», «На юг, говорили друзья мне, на юг». Разлад между поэтическими порывами и грубой действительностью. Скорбь, скепсис, растерянность лирического героя произведений С.Я.Надсона как отражение событий своей эпохи. К.Бальмонт. Сведения о поэте. «Чары месяца». Нерасторжимая связь человека с природой. Сопоставление явлений природы и человеческой духовной жизни. В.Брюсов. Дневниковые записи, цикл стихов «Крым. Черное море» - пейзажные миниатюры. Лиризм, искренность чувств. Неразрывность человеческого бытия и природы. историко-литературного процесса и черты литературных направлений, основные теоретико-литературные понятия. незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы. Составление плана, тезисов, Уметь: воспроизводить содержание литературного произведения, конспекта. анализировать и интерпретировать художественное произведение, Осознанное, творческое соотносить художественную чтение художественных литературу с общественной жизнью и произведений разных жанров; культурой, соотносить произведение с литературным направлением эпохи, выразительное чтение определять род и жанр произведения, художественного текста; сопоставлять литературные произведения, выявлять авторскую Исследовательская работа в позицию, выразительно читать группах. Поиск незнакомых изученные произведения, соблюдая слов и определение их нормы литературного произношения значений с помощью аргументировано формулировать свое словарей и справочной отношение к прочитанному литературы. Ответы на произведению, писать рецензии на прочитанные произведения исочинения вопросы, раскрывающие знание и понимание текста разных жанров н на литературные произведения. темы. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности 11 Исследовательская работа в группах. Читать, воспринимать, анализировать, истолковывать, оценивать драматическое произведение М.Волошин. Очерк жизни и творчества. Цикл «Киммерийская весна». Отражение творческой индивидуальности поэта в его стихах. Многоплановость и символичность образов. Стихотворение «Дом поэта». Тема Родины и революции, гуманизм поэта. М.Цветаева. Раннее творчество. Сборник «Юношеские стихи». «Встреча с Пушкиным». «Уж сколько их упало в эту землю». Романтическое мировосприятие, влюбленность в жизнь. Образ лирического героя, своеобразие поэтического стиля. А.Ахматова. Поэма «У самого моря». Романтические мотивы в ранней лирике Напряженность любовного чувства, соединение внешних примет времени с переживаниями героини Д.Бедный. «Красная конница на южном фронте». Э.Багрицкий «Пятьдесят первая». Н.Тихонов «Перекоп». Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь. К.А.Тренев. Сведения о писателе. Пьеса «Любовь Яровая» правдивый рассказ о событиях гражданской войны. Борьба двух композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников. Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать 12 XIX века в единстве формы и содержания. Характеризовать: сюжет, фабулу и композицию, тематику, проблематику, идею произведения; художественное время и пространство, систему персонажей; художественную роль детали; авторские ИВС. Сопоставлять: героев двух драматических произведений, изображённые события. Выражать: своё личное отношение к событию, герою, авторской позиции, творчеству автора. Читать и анализировать фрагменты литературнокритических статей о произведениях. непримиримых идеологий. Цельность характера главной героини. Красочность и многообразие речевых характеристик. И.С.Шмелев. Очерк жизни и творчества. «Солнце мертвых»трагический эпос о гражданской войне; взлеты и падения человеческого духа, гуманистическая патетика. Художественная роль документа и публицистического начала. Гражданская позиция писателя, пронзительный гуманизм повести. М.Горький. «Крымские эскизы». Отражение крымских встреч в рассказах. Поиски решения нравственных проблем. Очерк «Херсонес Таврический». Призыв писателя к бережному отношению к историческим памятникам. Актуальность темы для наших дней. В.В.Маяковский. Стихотворения «Последняя страничка гражданской войны», «Канцелярские привычки», «Земля наша обильна». Гражданская позиция поэта. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников. Анализ стихотворения А.С.Пушкина. Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма. Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников. 13 Остап Вишня. Юморески «Вишневі усмішки кримські». Наблюдательность, оптимизм, любовь к природе, человеку, мягкий юмор писателя. С.Н. Сергеев-Ценский. Сведения о писателе. Рассказы «Старый врач», «В снегах», «Хитрая девчонка» (на выбор). Реализм изображаемых событий. Восхищение мужеством простых людей. И.Сельвинский. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Юность», «Осень», «Экспериментальное». Сборник стихов «О времени, о судьбах, о любви». Восторженная влюбленность в жизнь. Живописность, любование морской стихией. Особенности стихосложения, звукопись. Тема Великой Отечественной войны в стихотворениях «Крым», «Севастополь», «Аджимушкай». Психологическая проникновенность и напряженный драматизм в стихотворениях. С.Васильев. «Крымский партизан», В. Тушнова «Слава», С. Алымов «Черное море». Восхищение мужеством павших 14 героев, гуманизм произведений. М.Бирюков. «Чайка». Документальность произведений. Воспевание патриотизма и героизма в повести. А.И.Домбровский «Птицы ничего не расскажут». Сведения о писателе. Своеобразие раскрытия темы Великой Отечественной войны. Ю. Друнина. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Не радуюсь я сорванным цветам», «Гимн дворнягам», «Пираньи», «Черный лес». Гражданская позиция поэта. Поэма «Аджимушкай», стихотворение «В бухте». Осмысление военной темы, глубина и яркость переживаний. А.Вознесенский. Сведения о поэте. Поэма «Ров». Документальная основа поэмы. Художественное своеобразие поэмы. Тема ответственности человека за настоящее и будущее. К.Паустовский. Сведения о писателе. «Я твердо верил в бессмертие мысли..» (Литературные портреты). Наблюдательность, психологизм, яркость и выразительность языка. Е. Криштоф «Сто рассказов 15 о Крыме» или сборник рассказов «Крымские каникулы» (составитель Литвинова А.Л.) (по выбору учителя). Многообразие тем, сюжетов, образов. Гордость за свой народ, вера в него. «Моя земля – земля моих отцов» (тема Родины в творчестве крымских поэтов, А. Милявский «Крымские этюды», А.Лесин «Рубежи»). Тенденции развития современной художественной литературы Крыма Тенденции развития современной 1 Знать основные факты жизни и художественной литературы творчества писателей – классиков XX Крыма (обзор). века, основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений, основные теоретико-литературные понятия Резерв-1ч. 16 (2 часа) Устный пересказ содержания текста в сжатом или развернутом виде; самостоятельное выполнение творческой работы. Поиск незнакомых слов и определение их значений с помощью словарей и справочной литературы.