Рабочая программа по родной литературе (русской) 11 кл

Оглавление
1. Раздел 1. Рабочая программа по родной (русской) литературе на 2021/2022 учебный год для 10 класса.
……………………………………………………………………………………………………………………..стр. 3– 10.
2. Раздел 2. Рабочая программа по родной (русской) литературе на 2022/2023 учебный год для 11 класса. …..………
…………………………………………………………………………………………………………………….стр. 11 -17.

Раздел 1. Рабочая программа по родной (русской) литературе на 2021/2022 учебный год для 10 класса.
Общее количество – 34 часа.
Количество часов
(из общего количества),
отводимых на контроль
Планируемые результаты
освоения темы,
освоения предмета
из них на
Практическонтрольные
кие
работы
самостоятельные
работы
1
2
3
4
Введение- 1 ч.
Литературное краеведение как
Знать
основные
закономерности
комплексная наука. Важность и
историко-литературного процесса и
целесообразность курса.
черты литературных направлений.
Легенды Крыма. (2 часа)
Легенды народов, населяющих
1
Уметь: анализировать
литературное
Крым. Богатство сюжетов и
произведение, используя сведения по
тематика легенд, общность идеалов
истории
и
теории
литературы
у разных народов, отражение в
(художественная структура, тематика,
легендах лучших человеческих
проблематика, нравственный пафос,
качеств. Крымскотатарские
система
образов,
особенности
легенды. Истории об Амет акае,
композиции, художественного времени
пренебрежение условностями,
и
пространства,
изобразительнопринятыми в обществе, отрицание
выразительные
средства
языка,
шаблонной системы мышления.
художественная деталь); анализировать
Краткая характеристика
содержания предмета по указанной
теме

2

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

5
Беседа. Чтение и обсуждение
статьи. Устные ответы на
вопросы.
Исследовательская работа в
группах. Читать,
воспринимать, анализировать,
истолковывать, оценивать
драматическое произведение
XIX века в единстве формы и
содержания.
Характеризовать: сюжет,
фабулу и композицию,

Литературные легенды.
Поэтичность легенды. Крымская
топонимика, отраженная в
легендах.

эпизод
(сцену)
изученного
произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные
знания
и
умения в устной и письменной речи;
находить и грамотно использовать
нужную информацию о литературе, о
конкретном произведении или авторе с
помощью различных источников.

тематику, проблематику,
идею произведения;
художественное время и
пространство, систему
персонажей; художественную
роль детали; авторские ИВС.
Сопоставлять: героев двух
драматических произведений,
изображённые события.
Выражать: своё личное
отношение к событию, герою,
авторской позиции,
творчеству автора.
Читать и анализировать
фрагменты литературнокритических статей о
произведениях.

Крым в творчестве поэтов и писателей ХYIII – ХIХ в.в. ( 8 часов)
Поэты пушкинской лиры в
Тавриде (2часа)
(обзор)
Поэты - современники А.С.
Пушкина в Крыму. Романтическое
восприятие красоты крымской
природы.
К.Н. Батюшков. Элегия
«Таврида» Романтическое

1

1

Уметь: анализировать
литературное
произведение, используя сведения по
истории
и
теории
литературы
(художественная структура, тематика,
проблематика, нравственный пафос,
система
образов,
особенности
композиции, художественного времени
и
пространства,
изобразительновыразительные
средства
языка,
3

Устный и письменный
пересказ содержания текста в
сжатом или развернутом
виде; заучивание наизусть
стихотворных и прозаических
текстов; самостоятельное
выполнение различных
творческих работ. Читать,
воспринимать, анализировать,

восприятие «полуденной страны».
Мир природы и души, глубина
чувств и переживаний.
П.А.Вяземский. «Аю-Даг»,
«Бахчисарай», «Вдоль горы,
поросшей лесом…», «Слуху милые
названья». Удивление и восторг
перед чудом бытия, красота
изображаемой природы.
В.Г.Бенедиктов. «К А-П-Г
(по возвращении из Крыма)», «На
южном берегу», «Близ берегов».
Мастерство в передаче
мимолетных настроений и
переживаний. Богатство слуховых
и зрительных впечатлений.
Александр Сергеевич Пушкин (6
часов)
«Желание», «Погасло дневное
светило…», роман «Евгений
Онегин» (отрывки «Прекрасны вы,
брега Тавриды…», «Как я
завидовал волнам»), «Кавказский
пленник»
Пребывание поэта на крымской
земле и отражение впечатлений в
письмах, путевых заметках и
произведениях поэта.
Романтический мир поэзии
А.С.Пушкина, воспевание
человеческой личности,
преклонение перед ее духовной

художественная деталь); анализировать
эпизод
(сцену)
изученного
произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные
знания
и
умения в устной и письменной речи;
находить и грамотно использовать
нужную информацию о литературе, о
конкретном произведении или авторе с
помощью различных источников.

4

истолковывать, оценивать
драматическое произведение
XIX века в единстве формы и
содержания.
Характеризовать: сюжет,
фабулу и композицию,
тематику, проблематику,
идею произведения;
художественное время и
пространство, систему
персонажей; художественную
роль детали; авторские ИВС.
Сопоставлять: героев двух
драматических произведений,
изображённые события.
Выражать: своё личное
отношение к событию, герою,
авторской позиции,
творчеству автора.
Читать и анализировать
фрагменты литературнокритических статей о
произведениях.

сущностью. Мечты о героическом
и прекрасном.
«Фонтану Бахчисарайского
дворца», «Бахчисарайский
фонтан». А.С. Пушкин в
Бахчисарае. Переосмысление
поэтом крымскотатарской
легенды. Философское осмысление
вопросов человеческого
существования. Трагический
конфликт, романтический характер
образов, художественное
совершенство лирики Пушкина.
Поэма «Бахчисарайский
фонтан» в музыке и живописи.
Крымские поэты (Б.Е.Серман
(«Памятник Пушкину в
Симферополе», «Я побывал в его
краях», А.И.Милявский
«Приверженность», А.А.Лесин
«А.С.Пушкин»). Пушкинская тема
в творчестве бахчисарайских
поэтов (Н.Рябийчук, В.Божедай,
Н.Вавилова и др.).
Крым в творчестве поэтов и писателей ХIХ в. (10 часов)
Адам Мицкевич. Сведения о
поэте. «Крымские сонеты».
Философские размышления о
единстве мира природы и
человеческой души в творчестве

1

1

Уметь: анализировать литературное
произведение, используя сведения по
истории
и
теории
литературы
(художественная структура, тематика,
проблематика, нравственный пафос,
5

Осознанное, творческое
чтение художественных
произведений разных жанров;
выразительное чтение
художественного текста;

поэта.
Я.П.Полонский. «Ночь», «На
Черном море», «Ночь в Крыму».
«Музыка души», красота и сила
выражения чувств.
А. К.Толстой. «Ты помнишь ли
вечер, как море шумело», «Как
чудесно хороши вы…», цикл
«Крымские очерки»
(«Приветствую тебя,
опустошенный дом»).
Искренность, задушевность тона,
живописность, музыкальность
лирических произведений о
природе, глубокий лиризм
стихотворений.
И.Гаспринский. Жизненный и
творческий путь И. Гаспринского.
Просветительская и литературная
деятельность. Сборник «Живая
история» (по страницам газеты
«Терджиман»). Отображение в
исторических очерках нравов,
обычаев народов, населяющих
Крым. Роман «Страна
Благоденствия» (отрывок).
Актуальность поднятой проблемы
Равенство народов как основа
мирного сосуществования.
Умер Ипчи. Сведения о
писателе. Литературная и
общественная деятельность.

система
образов,
особенности
композиции, художественного времени
и
пространства,
изобразительновыразительные
средства
языка,
художественная деталь); анализировать
эпизод
(сцену)
изученного
произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные
знания
и
умения в устной и письменной речи;
находить и грамотно использовать
нужную информацию о литературе, о
конкретном произведении или авторе с
помощью различных источников.

6

Исследовательская работа в
группах. Поиск незнакомых
слов и определение их
значений с помощью
словарей и справочной
литературы. Ответы на
вопросы, раскрывающие
знание и понимание текста
произведения.

Рассказ «Куреш» Отражение
традиций крымскотатарского
народа в творчестве писателя.
Абибулла Одабаш. Сведения о
писателе. Рассказ «Не забудет».
Рассказ об учителе, человеке,
формирующем и воспитывающем
личность, для которой служение
людям, народу - цель и смысл
существования.
Литературная и общественная
деятельность классиков
украинской литературы в Крыму
М.Коцюбинский. Новелла «В
путах шайтана». Протест писателягуманиста против жестоких
нравов, царивших в семейном
укладе крымских татар.
Тема Крымской войны в творчестве русских поэтов и писателей (4 часа)
А.Н.Майков Цикл «1854».
2
1
Уметь: анализировать
литературное Устный и письменный
«Бывало уловить из жизни миг
произведение, используя сведения по пересказ содержания текста в
случайный»
истории
и
теории
литературы сжатом или развернутом
А.А.Фет. «Севастопольское
(художественная структура, тематика, виде; заучивание наизусть
братское кладбище». Восхищение
проблематика, нравственный пафос, стихотворных и прозаических
мужеством защитников
система
образов,
особенности текстов; самостоятельное
Севастополя.
композиции, художественного времени выполнение различных
А.Н. Некрасов. Поэма «Русские
и
пространства,
изобразительно- творческих работ. Поиск
женщины» (отрывок «Княгиня
выразительные
средства
языка, незнакомых слов и
М.Н.Волконская») Крымская тема
художественная деталь); анализировать определение их значений с
в творчестве поэта, воспоминания
эпизод
(сцену)
изученного помощью словарей и
о пребывании Пушкина в Гурзуфе.
произведения, объяснять его связь с справочной литературы.
Эмоциональность восприятия
проблематикой произведения;
Составление плана, тезисов,
7

окружающего мира. «Свершилось!
Мертвые отпеты» ( 3-я глава поэмы
«Тишина»). Осуждение войны,
преклонение перед мужеством
народа.
Л.Н.Толстой. «Севастопольские
рассказы». Биографический
характер рассказов. «Суровая
правда» войны, глубокое
постижение автором исторических
событий. Гуманизм писателя.
А.П.Чехов. «Дама с собачкой».
Мечта о красоте человеческих
отношений. Мастерство
психологического анализа.
Драматургическая деятельность
Чехова. Пьеса «Три сестры».
Своеобразие драматургического
конфликта, роль подтекста,
смысловая насыщенность
художественной детали.
Леся Украинка. Сборник
«Крымские отзвуки». Любовь к
природе как проявление чуткости
поэтической души, лиризм
стихотворений. Воспевание
природы Крыма, благодарность к
краю за поэтическое вдохновение.
В. Шуф. Сведения о писателе.
Поэт и этнограф. Легенда «Чабан».
Фольклорные мотивы в поэме.

Применять полученные
знания
и конспекта.
умения в устной и письменной речи;
находить и грамотно использовать
нужную информацию о литературе, о
конкретном произведении или авторе с
помощью различных источников.

1

Литература второй половины ХIХ века (4 часа)
1
Уметь: анализировать
литературное
произведение, используя сведения по
истории
и
теории
литературы
(художественная структура, тематика,
проблематика, нравственный пафос,
система
образов,
особенности
композиции, художественного времени
и
пространства,
изобразительновыразительные
средства
языка,
художественная деталь); анализировать
эпизод
(сцену)
изученного
произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные
знания
и
умения в устной и письменной речи;
находить и грамотно использовать
нужную информацию о литературе, о
конкретном произведении или авторе с
помощью различных источников.
8

Устный и письменный
пересказ содержания текста в
сжатом или развернутом
виде; заучивание наизусть
стихотворных и прозаических
текстов; самостоятельное
выполнение различных
творческих работ. Поиск
незнакомых слов и
определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.
Составление плана, тезисов,
конспекта.

Реальность изображаемых
событий. «Изгнанник», «Таврида»,
«Баклан». Романтическое
восприятие окружающего мира.
А.Грин. Сведения о писателе.
«Блистающий мир».
Символический смысл названия
повести, ее художественное
своеобразие. Непреодолимое
стремление к красоте, поэзии, ко
всему человеческому,
возвышенному.
В.Г.Короленко. Очерк жизни и
творчества. Рассказы «Емельян»,
«Рыбалка Нечипор». Тема
ответственности человека,
раздумья писателя о праве каждого
человека на свободу и счастье.

1

Из русской литературы ХХ века (4 часа)
1
Уметь: анализировать
литературное
произведение, используя сведения по
истории
и
теории
литературы
(художественная структура, тематика,
проблематика, нравственный пафос,
система
образов,
особенности
композиции, художественного времени
и
пространства,
изобразительновыразительные
средства
языка,
художественная деталь); анализировать
эпизод
(сцену)
изученного
произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные
знания
и
умения в устной и письменной речи;
находить и грамотно использовать
нужную информацию о литературе, о
конкретном произведении или авторе с
помощью различных источников.

Устный и письменный
пересказ содержания текста в
сжатом или развернутом
виде; заучивание наизусть
стихотворных и прозаических
текстов; самостоятельное
выполнение различных
творческих работ. Поиск
незнакомых слов и
определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.
Составление плана, тезисов,
конспекта.

Резерв– 1 ч.

Раздел 2. Рабочая программа по родной (русской) литературе на 2022/2023 учебный год для 11 класса.
9

Общее количество – 34 часа
Краткая характеристика
содержания предмета по указанной
теме

1

Количество часов
(из общего количества),
отводимых на контроль
освоения темы,
из них на
Практическонтрольные
кие
работы
самостоятельные
работы
2

Планируемые результаты
освоения предмета

3

4

Виды деятельности учащихся,
направленные на достижение
результата

5

Введение- 1 ч.
Знать
основные
закономерности Беседа. Чтение и обсуждение
литературного процесса и черты статьи. Устные ответы на
вопросы.Составление плана,
литературных направлений.
тезисов,конспекта.

Основные тенденции развития
литературы в Крыму на рубеже
ХIХ и ХХ веков.
Литературнохудожественные
произведения,
поэзия,
публицистика. Обзор крымских
литературнохудожественных
газет, журналов, альманахов.

Литература XX века - 30ч.
И.А.Бунин. Стихотворения
«Кипарисы», «На поднебесном
утесе», «Байдарская долина», «На
морском берегу, на скале»,
«…Светает…Над морем, под
пологом туч…», «Учан-Су», «К

2

Знать и понимать: содержание
изученных
литературных
произведений,основные факты жизни и
творчества писателей – классиков XX
века,
основные
закономерности
10

Устный и письменный
пересказ содержания текста в
сжатом или развернутом
виде; самостоятельное
выполнение различных
творческих работ. Поиск

прибрежью моря длинная
аллея…». Вечность красоты
природы. Художественное
совершенство стихов. Повесть
«Лика», автобиографический
характер повести.
А.И.Куприн. Своеобразие таланта
писателя. Очерки «Листригоны» вдохновенная поэма о море,
мужественных людях, спокойно
переносящих невзгоды и
привыкших к опасностям.
С.Я.Надсон. Трагическая судьба
поэта. «У моря», «На юг, говорили
друзья мне, на юг». Разлад между
поэтическими порывами и грубой
действительностью. Скорбь,
скепсис, растерянность
лирического героя произведений
С.Я.Надсона как отражение
событий своей эпохи.
К.Бальмонт. Сведения о поэте.
«Чары месяца». Нерасторжимая
связь человека с природой.
Сопоставление явлений природы и
человеческой духовной жизни.
В.Брюсов. Дневниковые записи,
цикл стихов «Крым. Черное море»
- пейзажные миниатюры. Лиризм,
искренность чувств.
Неразрывность человеческого
бытия и природы.

историко-литературного процесса и
черты литературных направлений,
основные
теоретико-литературные
понятия.

незнакомых слов и определение их значений с
помощью словарей и
справочной литературы.
Составление плана, тезисов,
Уметь: воспроизводить содержание
литературного
произведения, конспекта.
анализировать и интерпретировать
художественное
произведение, Осознанное, творческое
соотносить
художественную чтение художественных
литературу с общественной жизнью и произведений разных жанров;
культурой, соотносить произведение с
литературным направлением эпохи, выразительное чтение
определять род и жанр произведения, художественного текста;
сопоставлять
литературные
произведения, выявлять авторскую Исследовательская работа в
позицию,
выразительно
читать группах. Поиск незнакомых
изученные произведения, соблюдая слов и определение их
нормы литературного произношения
значений с помощью
аргументировано формулировать свое
словарей и справочной
отношение к прочитанному
литературы. Ответы на
произведению, писать рецензии на
прочитанные произведения исочинения вопросы, раскрывающие
знание и понимание текста
разных жанров н на литературные
произведения.
темы.
Уметь: анализировать литературное
произведение, используя сведения по
истории и теории литературы
(художественная структура, тематика,
проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности
11

Исследовательская работа в
группах. Читать,
воспринимать, анализировать,
истолковывать, оценивать
драматическое произведение

М.Волошин. Очерк жизни и
творчества. Цикл «Киммерийская
весна». Отражение творческой
индивидуальности поэта в его
стихах. Многоплановость и
символичность образов.
Стихотворение «Дом поэта». Тема
Родины и революции, гуманизм
поэта.
М.Цветаева. Раннее творчество.
Сборник «Юношеские стихи».
«Встреча с Пушкиным». «Уж
сколько их упало в эту землю».
Романтическое мировосприятие,
влюбленность в жизнь. Образ
лирического героя, своеобразие
поэтического стиля.
А.Ахматова. Поэма «У самого
моря». Романтические мотивы в
ранней лирике Напряженность
любовного чувства, соединение
внешних примет времени с
переживаниями героини
Д.Бедный. «Красная конница на
южном фронте». Э.Багрицкий
«Пятьдесят первая». Н.Тихонов
«Перекоп». Романтизация подвига
и борьбы за новую жизнь.
К.А.Тренев. Сведения о писателе.
Пьеса «Любовь Яровая» правдивый рассказ о событиях
гражданской войны. Борьба двух

композиции, художественного времени
и пространства, изобразительновыразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать
эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и
умения в устной и письменной речи;
находить и грамотно использовать
нужную информацию о литературе, о
конкретном произведении или авторе с
помощью различных источников.
Знать опорные понятия: философская
лирика, поэма как лиро-эпический
жанр.
Уметь: анализировать литературное
произведение, используя сведения по
истории и теории литературы
(художественная структура, тематика,
проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности
композиции, художественного времени
и пространства, изобразительновыразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать
эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и
умения в устной и письменной речи;
находить и грамотно использовать
12

XIX века в единстве формы и
содержания.
Характеризовать: сюжет,
фабулу и композицию,
тематику, проблематику,
идею произведения;
художественное время и
пространство, систему
персонажей; художественную
роль детали; авторские ИВС.
Сопоставлять: героев двух
драматических произведений,
изображённые события.
Выражать: своё личное
отношение к событию, герою,
авторской позиции,
творчеству автора.
Читать и анализировать
фрагменты литературнокритических статей о
произведениях.

непримиримых идеологий.
Цельность характера главной
героини. Красочность и
многообразие речевых
характеристик.
И.С.Шмелев. Очерк жизни и
творчества. «Солнце мертвых»трагический эпос о гражданской
войне; взлеты и падения
человеческого духа,
гуманистическая патетика.
Художественная роль документа и
публицистического начала.
Гражданская позиция писателя,
пронзительный гуманизм повести.
М.Горький. «Крымские эскизы».
Отражение крымских встреч в
рассказах. Поиски решения
нравственных проблем. Очерк
«Херсонес Таврический». Призыв
писателя к бережному отношению
к историческим памятникам.
Актуальность темы для наших
дней.
В.В.Маяковский. Стихотворения
«Последняя страничка
гражданской войны»,
«Канцелярские привычки», «Земля
наша обильна». Гражданская
позиция поэта. Сатирическое
изображение негативных явлений
действительности.

нужную информацию о литературе, о
конкретном произведении или авторе с
помощью различных источников.
Анализ стихотворения А.С.Пушкина.
Знать опорные понятия: духовная
лирика, романтическая поэма.
Уметь: анализировать литературное
произведение, используя сведения по
истории и теории литературы
(художественная структура, тематика,
проблематика, нравственный пафос,
система образов, особенности
композиции, художественного времени
и пространства, изобразительновыразительные средства языка,
художественная деталь); анализировать
эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
Применять полученные знания и
умения в устной и письменной речи;
находить и грамотно использовать
нужную информацию о литературе, о
конкретном произведении или авторе с
помощью различных источников.

13

Остап Вишня. Юморески
«Вишневі усмішки кримські».
Наблюдательность, оптимизм,
любовь к природе, человеку,
мягкий юмор писателя.
С.Н. Сергеев-Ценский. Сведения
о писателе. Рассказы «Старый
врач», «В снегах», «Хитрая
девчонка» (на выбор). Реализм
изображаемых событий.
Восхищение мужеством простых
людей.
И.Сельвинский. Очерк жизни и
творчества. Стихотворения
«Юность», «Осень»,
«Экспериментальное». Сборник
стихов «О времени, о судьбах, о
любви». Восторженная
влюбленность в жизнь.
Живописность, любование
морской стихией. Особенности
стихосложения, звукопись. Тема
Великой Отечественной войны в
стихотворениях «Крым»,
«Севастополь», «Аджимушкай».
Психологическая
проникновенность и напряженный
драматизм в стихотворениях.
С.Васильев. «Крымский
партизан», В. Тушнова «Слава», С.
Алымов «Черное море».
Восхищение мужеством павших
14

героев, гуманизм произведений.
М.Бирюков. «Чайка».
Документальность произведений.
Воспевание патриотизма и
героизма в повести.
А.И.Домбровский «Птицы
ничего не расскажут». Сведения о
писателе. Своеобразие раскрытия
темы Великой Отечественной
войны.
Ю. Друнина. Очерк жизни и
творчества. Стихотворения «Не
радуюсь я сорванным цветам»,
«Гимн дворнягам», «Пираньи»,
«Черный лес». Гражданская
позиция поэта. Поэма
«Аджимушкай», стихотворение «В
бухте». Осмысление военной темы,
глубина и яркость переживаний.
А.Вознесенский. Сведения о
поэте. Поэма «Ров».
Документальная основа поэмы.
Художественное своеобразие
поэмы. Тема ответственности
человека за настоящее и будущее.
К.Паустовский. Сведения о
писателе. «Я твердо верил в
бессмертие мысли..»
(Литературные портреты).
Наблюдательность, психологизм,
яркость и выразительность языка.
Е. Криштоф «Сто рассказов
15

о Крыме» или сборник рассказов
«Крымские каникулы»
(составитель Литвинова А.Л.) (по
выбору учителя). Многообразие
тем, сюжетов, образов. Гордость за
свой народ, вера в него.
«Моя земля – земля моих отцов»
(тема Родины в творчестве
крымских поэтов, А. Милявский
«Крымские этюды», А.Лесин
«Рубежи»).
Тенденции развития современной художественной литературы Крыма
Тенденции развития современной 1
Знать основные факты жизни и
художественной литературы
творчества писателей – классиков XX
Крыма
(обзор).
века,
основные
закономерности
историко-литературного процесса и
черты литературных направлений,
основные
теоретико-литературные
понятия
Резерв-1ч.

16

(2 часа)
Устный пересказ содержания
текста в сжатом или
развернутом виде; самостоятельное выполнение творческой работы. Поиск незнакомых слов и определение их
значений с помощью
словарей и справочной
литературы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».